Праздник Крещения Господня в Голосеевском монастыре (ФОТО)

В истории всего человечества – в Библейской истории – мы видим образ воды, как символ жизни. Она – источник чистоты, омовения, милости Божией. В Церкви существует два чина освящения — великое и малое. Великое совершается только в Крещенский сочельник и на само Крещение, малое — в течение года, неоднократно. Не соответствует истине то утверждение, что крещенская вода отличается от богоявленской.

Сошествием Святого Духа, та жидкость, на которую в нашей повседневной обыденности мы не обращаем особого внимания, становится водой жизни, приобщающей нас ко Христу. Именно по этой причине святая вода именуется Православной Церковью великой святыней и рекомендуется держать в наших домах ее на случай болезней, для очищения и обновления.


Крещение и Богоявление — это одно событие, один праздник, единый церковный чин освящения.

Крещение Господне освятило самую природу воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не может прийти в церковь из-за собственной немощи, или отдаленности церкви от его дома, может набрать воды из любого источника, даже из водопроводного крана, и вода эта также будет святой.

Как происходило крещение Господа Иисуса Христа?

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Иисус сказал ему в ответ: “оставь теперь”, то есть не удерживай меня теперь, “потому что так нужно нам исполнить всякую правду” – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“.

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий “носился над водою”, наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами.

Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: “Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни” (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни.

С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней.

В Евангелии описаны случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил ангел и “возмущал” воду; тот, кто первым входил в воду после “возмущения”, выздоравливал (Ин. 5:2-9). Сам Господь использовал воду для исцеления. Когда Иисус увидел слепого от рождения, Он сказал ему: “Пойди, умойся в купальне Силоам” (Ин. 9:7); тот пошел, умылся и прозрел. Господь делает воду источником жизни, она действительно становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней и потому что Сам Христос Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством. Причащаясь этой воды, мы приобщаемся Духа Святого и Господа Иисуса Христа, соединяемся с Самим Богом.

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:13-17). В церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днем Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды.

Ведь освящение воды – не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление. Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы не только получаем прощение грехов, но и соприкасаемся с Богом Живым.

Будем молиться о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни.

<-- -->
Прочитано: 643 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*