Под покровом старца Гавриила

0 коментарів | Обговорити
02.11.2024 | Категорії: Без рубрики

2

Нет в Грузии человека, который не знал бы о выдающемся святом последнего времени – преподобноисповеднике архимандрите Гаврииле (Ургебадзе). Он почил о Господе 2 ноября 1995 года. Тысячи людей приходили к нему на могилу в монастырь Самтавро. В декабре 2012 года старец был канонизирован, а 22 февраля 2015 года при огромном стечении народа его святые мощи были обретены. И всё так же не иссякает благоговейный поток людей к источнику Божией Благодати.

Во время последней поездки в Грузию по милости Божией у меня неоднократно происходили встречи с людьми, которые знали отца Гавриила при жизни: с его родственниками, духовными чадами и обычными православными христианами, – и они с удовольствием делились своими рассказами о святом подвижнике: и о чудесах, и просто воспоминаниями. Бесхитростные и восторженные, все они наполнены любовью, нежностью и почитанием.

Матушка Пелагия (Ксоврели) (Эта старенькая монахиня живет в монастыре Антиохия; ей 84 года, и она с детства была знакома со старцем Гавриилом. Она воспитала четверых детей, а муж ее погиб в автокатастрофе, когда она была беременна последним ребенком. В монашестве матушка уже 29 лет):

– Наши отцы были из одной деревни, это в Кахетии. Они очень дружили между собой. Они были коммунисты. Хотя у моего отца папа был священник. Потом случилось так, что отец Годердзи (так звали старца Гавриила в детстве) принял участие в разрушении храмов. Знаете, раньше такое время было: приходили и заставляли. И его отец вынужден был пойти. Потом Годердзи, подростку, сказали: «Твой отец разрушал храмы, а теперь ты иди и восстанавливай». Он пошел и стал таскать разбросанные тяжеленные камни. Мой дядя увидел однажды его за этой работой и спросил: «Что ты делаешь?» – «Мне сказали, что мой отец разрушал храмы, а я теперь должен потрудиться и восстановить их».

Взрослый мужчина не смог сдвинуть с места эти огромные камни, которые, казалось, без труда поднимал 12-летний мальчик!..

Дядя стал помогать, но не смог сдвинуть с места эти огромные камни, которые, казалось, без труда поднимал 12-летний мальчик. Дядя пришел домой и сказал близким: «Я видел, что может сделать сила Божия. Мальчик таскает камни, которые я не в силах поднять!»

Отец Гавриил потом всю жизнь плакал: «Что сделал мой отец!» Он ведь несколько раз строил у себя во дворе церковь. Но ведь такие годы были! С религией боролись. Церковь ломали, а он – всё заново начинал. Потом он стал молиться и уходил спать в построенном им домике. Мама и его сестра ругались, говорили, что он их позорит, но он никого не слушал. Бродил по помойкам, подбирал иконы, очищал их и вешал там.

Потом они с моим братом вместе служили в армии в Батуми. Брат был сержант, а Годердзи рядовой. Он таскал воду, еду, всё время бегал с тачкой. Он работал, а потом шел на службу в храм. Мой брат говорил: «Ну должен же кто-то за всех молиться. Хоть один такой есть».

В Самтавро мы были вместе. И он как-то сказал мне: «Кто бы мог подумать, что мы с тобой окажемся в одном монастыре. Иди садись, я тебе хочу что-то сказать». А я была благочинная, мне всегда некогда, у меня очень много дел, надо было беспокоиться о трапезе, ведь нас было 60 человек, и я не могла просто так сидеть и разговаривать. Сейчас жалею.

Однажды был такой случай. К старцу пришли молодые люди, целая компания, и просили его рассказать о монашеской жизни. У них на глазах отец Гавриил неожиданно подошел ко мне и ударил в область сердца. Знаете, так стучат, когда ковер выбивают. Я сильно обиделась на него. Подошла к игумении Кетеван и рассказала ей, как отец Гавриил побил меня. А он посмотрел внимательно, встал на колени, плачет и говорит: «Пелагия, ты простишь меня? Прости, пожалуйста». Потом он поднялся и прижал меня к себе.

Молодые люди оцепенели, не зная, что и подумать. До меня тогда дошло: он хотел им показать, что такое монашеская жизнь. А заодно он показал мне, что у меня в сердце. Но когда он обнял меня, я почувствовала огромную благодать. От него исходил какой-то жар. Мне этого на неделю хватило. А толкал он в сердце для того, чтобы показать, какое сердце я должна иметь, – вот такое же горячее.

И ребятам был наглядный пример: он меня побил, затем прощения попросил, я простила, мы обнялись – вот вам и монастырская жизнь.

У отца Гавриила была очень тяжелая жизнь. Однажды его обвинили, что он живет в женском монастыре: мол, как можно, чтобы мужчина жил в женском монастыре?! А он плакал: «Как они могут называть меня мужчиной? Я разве мужчина?» Но если подумать, он не зря оказался именно в женском монастыре: это произошло, чтобы Господь призвал туда его мать. Она там приняла монашество. Ее звали мать Анна. Она и похоронена в Самтавро.

А он еще что делал – приходил ночью и начинал будить: «Вставай, вставай, что ты спишь! Молиться надо». Не давал мне покоя. Мы жили в то время очень бедно в монастыре. Там была семинария и больница. У нас была только мука и сахар. Больше ничего не было. Мне предлагали ухаживать за отцом Гавриилом, но я отказалась, времени не было. В это время пришла мать Параскева, и она согласилась. Сколько она всего перетерпела и пережила, ведь к старцу приходило очень много людей, каждый – со своими проблемами, бедами! Это ж надо было такое терпение иметь! Это не так легко.

– У мощей очень много людей. А вы ходите к старцу?

– Конечно. Я всегда его о чем-то прошу, когда мне надо. И он всегда помогает. Никогда не уйду не утешенная.

Ирма, сотрудница храма Кашвети:

– Отец Гавриил часто раздавал людям деньги. Иногда давал очень много. Однажды он хотел поехать на такси, но таксист отказывался везти его, думая, что это какой-то бродяга, у которого нет денег. Они долго ездили по всему Тбилиси, и таксист переживал, что этому бродяге нечем будет заплатить. У него были финансовые проблемы в семье. Но потом отец Гавриил дал ему много денег и сказал: «Возьми для твоей семьи. Ты еще придешь ко мне». Водитель ничего не понял. Он был удивлен тем, что ему дали столько денег. Предсказание старца исполнилось много лет спустя, когда таксист пришел к нему на могилу. Там он и вспомнил об этом случае и о «бродяге».

*

Отец Гавриил заходил на базар и разговаривал с людьми, как пьяница. Прикидываясь пьяным, он некоторым продавцам вместо двух лари давал десять. Они думали, что он пьян и поэтому всё путает. На самом деле он видел, кому нужны деньги, и поэтому давал больше.

*

Жену одного священника он просил покупать ему кое-какие продукты. Она покупала и записывала, сколько потратила. Когда возвращалась, он сразу называл ей все цены, где и сколько она заплатила.

*

Когда-то я очень хотела пойти на курсы иконописцев, но муж был категорически против. Как я его ни уговаривала, ни умоляла – и слышать не хочет. Что делать! Я стала молиться старцу и увидела его во сне. Будто бы он заходит в храм Кашвети. Останавливается у иконы. С ним пришел еще кто-то, в светлой одежде, но я не знаю, кто это. Старец сказал: «Не бойся, всё будет хорошо. А мужу передай: пусть он молится». Я всё-таки пошла на курсы, но каждый раз, когда возвращалась с занятий, муж устраивал скандалы. И тогда я в отчаянии поехала в Самтавро на могилу к старцу. Пожаловалась ему, поплакалась. Вернувшись домой в Тбилиси, я поразилась происшедшим переменам. Муж был очень внимателен ко мне в тот вечер и совершенно спокойно согласился, чтобы я продолжала занятия. Это было настоящее чудо для меня.

*

Однажды мне срочно нужны были деньги, чтобы помочь племяннице. Я написала икону старца и понесла ее в лавку при храме Кашвети на продажу. Когда писала, то молилась отцу Гавриилу, чтобы ее побыстрее купили. Как правило, иконы могут продаваться и два, и три месяца. Но буквально на следующий день позвонила продавщица и сказала, что один человек из России словно застыл, увидев эту икону. И сразу же купил ее. Я и не думала, что уже на второй же день икона будет продана. И я с радостью отвезла деньги племяннице, поблагодарив отца Гавриила.

*

У меня есть знакомая пожилая монахиня – мать Феврония. Как-то она позвонила мне и сказала, что у нее очень болит поясница. Мы решили поехать на могилку к отцу Гавриилу. В Самтавро подошли к матушке Параскеве. Для нее мы прихватили варенье и еще что-то. Мать Параскева сразу спросила Февронию: «Что с твоей поясницей? Подойди сюда». Она достала пробирку с кровью старца и крестообразно провела по позвоночнику. Боли как не бывало. Домой мы летели как на крыльях.

Архимандрит Андрей, г. Боржоми:

– У ребенка была температура и гланды. Температуру никак не могли сбить. Никакие лекарства не помогали. Мать рыдала, была просто в отчаянии. С малышом на руках они поехали в Самтавро. Молились на могиле. Не успели выйти из монастыря, как температура спала, ребенок начал бегать и прыгать. Когда семья вернулась домой, малыш полностью выздоровел.

Схиархимандрит Серафим, монастырь 13 ассирийских отцов, с. Канда:

– Это было давно. Моя жена была беременна первым ребенком. Начались такие осложнения, что мы все просто не знали, что делать. Фактически она умирала. Тогда я решил повезти ее на могилу старца Гавриила. Идти сама она уже была не в состоянии. Я принес ее на руках и положил на могилу. Встав на колени, я стал молиться и пообещал, что если моя жена и ребенок останутся живы, то я приму монашество. Всё обошлось благополучно. Потом у меня родилось еще двое детей. И я в итоге стал монахом.

Олег, физиотерапевт, г. Москва:

– Я никогда не был в Грузии. Но мне подарили икону старца Гавриила, и меня как пронзило: я полюбил его и стал молиться, непрестанно чувствуя помощь и поддержку. Обращаюсь к нему в любой трудной ситуации, и он всегда откликается самым невероятным образом. Помощь приходит быстро, если не сказать – моментально. Вот пример. Едем на дачу. В пути выясняется, что та дорога, по которой мы ездим всегда, закрыта. Едем в объезд по незнакомой дороге и вдруг попадаем в зону, где нет мобильной связи. Соответственно, навигатор не работает, куда ехать – непонятно. Обращаюсь за помощью к старцу: помоги! – и она приходит тут же: неведомым образом навигатор оживает и начинает работать.

Георгий, духовный сын старца Гавриила:

Там я стоял на коленях и молился в отчаянии. И вдруг сзади раздался громкий уверенный голос: “Бог есть!”

– Много лет назад, когда я был еще не устоявшимся в вере молодым человеком, со мной вступила в разговор сектантка. Держа в руках Библию, она страстно убеждала меня, что Бога нет. Она так меня запутала своими доводами, что я усомнился и в удрученном состоянии пошел в храм. Там я стоял на коленях и молился в отчаянии. И вдруг сзади раздался громкий уверенный голос: «Бог есть!» Я обернулся и увидел монаха. Это был отец Гавриил. Впоследствии он стал моим духовным отцом.

Манана, экскурсовод:

– У моей родственницы было сильнейшее воспаление тройничного нерва. Что мы только ни делали, какие только лекарства она ни принимала – ничего не помогало. Лицо перекосило, мучили непрерывные боли. Что делать?! Отправились с ней на могилу в Самтавро. Еле довезла ее. Стали молиться на могиле, она приложила к больному месту земельку. И так идет обратно. Выходим за ворота, она говорит: «Манана, посмотри, у меня ничего не болит». Я была поражена. Лицо нормальное, она смеется. Вернулись радостные и счастливые. Спасибо старцу!

От автора

У меня самой было множество случаев убедиться в действенности молитвы к преподобноисповеднику Гавриилу. Он исполняет даже старые и забытые пожелания. Приведу такой пример.

В несколько приездов в Грузию мне никак не удавалось побывать в Бетании (Вифании), хотя это совсем недалеко от Тбилиси. В этом монастыре подвизались схиархимандриты Иоанн (Майсурадзе) и Георгий (Мхеидзе). Они были духовными наставниками отца Гавриила, который довольно часто приходил в Бетанию за духовным советом. Старец при жизни утверждал, что отца Георгия надо канонизировать, так как он – великий святой.

Во время коммунистических гонений благодаря преподобным Иоанну и Георгию Бетания оставалась монашеской обителью. Официально они числились «сторожами памятника архитектуры», однако в храме висели иконы, горели лампады, шли богослужения, отцы совершали требы. По свидетельствам очевидцев, по молитвам старцев Иоанна и Георгия бывали случаи исцелений. За высокую подвижническую жизнь их называли ангелами. В 2003 году они были причислены к лику преподобноисповедников, а 20 февраля 2014 года их мощи были обретены и перенесены в храм, где сейчас покоятся в двух резных деревянных раках напротив алтаря. Мне кажется примечательным, что буквально через два дня – 22 февраля – произошло обретение мощей старца Гавриила.

Моя грузинская подруга Медея написала для меня икону старца Гавриила и в один из дней сказала, что завтра мы едем в Цилкани, к одному из 13 ассирийских отцов. Но назавтра наши планы поменялись: подруги Медеи попросили отвезти знакомую монахиню в Бетанию. Куда мы и отправились с иконой старца, которая еще не совсем просохла.

После летнего катастрофического наводнения дорогу размыло. Именно отсюда несло селевой поток на Тбилиси – около миллиона кубометров горной массы. Дорога представляла собой печальное зрелище. Оставив машину наверху, мы прошагали 8 км с горы до монастыря и 8 км обратно. При спуске моя правая нога заскользила вперед, левая подвернулась в сторону и назад. В результате я сидела на дороге, прижав к груди икону и не шевелясь. Перепуганные спутницы поставили меня на ноги. Из юбки вырваны клочья, колено в крови и вдрызг разбито. Но! Оно не болело ни минуты, как будто ничего не произошло, хоть и заживало потом очень долго.

В храме шла реставрация пола, и мощи были накрыты целлофаном. Мы обратились к бывшему там монаху с просьбой разрешить нам приложиться к мощам, на что он ответил отказом. Делать было нечего, стали молиться перед иконой отца Гавриила. И, само собой, нам не только открыли мощи, но и рассказали о святынях.

На другой день мы с Медеей поехали на Тетрицкаройскую улицу, 11. Именно здесь жила семья старца Гавриила, и на этом месте он несколько раз возводил свой храм, который разрушали безбожные власти. Сейчас там проживает его сестра Эмма с родственниками. Найдя нужный адрес, мы постучались в железные ворота и вошли во двор. Перед нами за деревьями виднелся храмик, построенный старцем. Это было такое чудо, как в сказке про золотой ключик.

Справа прямоугольная яма – подобие могилы: старец спал там, когда считал, что в чем-то согрешил, – так он себя наказывал

Вышла невестка Эммы, скромная, приятная женщина по имени Аля, Александра. Сначала она с неуверенностью сказала, что муж не велит ей давать интервью и показывать храм отца Гавриила, так как недавно приходили люди, без разрешения оставили зажженные свечи и чуть не случился пожар. Но потом она всё же открыла нам домик-храм и провела небольшую экскурсию. Высокие узенькие комнатки, сплошь увешенные иконами, крестами, распятиями, фотографиями, статуями… Купол-потолок представляет собой синее небо с рассыпанными на нем золотыми и серебряными звездами. Справа прямоугольная яма – подобие могилы. Аля пояснила, что старец спал там, когда, по его мнению, он в чем-то согрешал. Так он сам себя наказывал. И тогда по всему двору раздавались его горестные вопли. Все покрыто слоем пыли, электричество не включается. Проводка старая, плохая – хозяева боятся пожара. Облачения старца на гвоздике, тумбочка с инструментами. Дверь в маленькую келейку с навесным замком – там старец молился и мог не выходить по несколько суток.

– Извините, туда нельзя. Мы никому не открываем: слишком сокровенное место. Не обижайтесь.

Несмотря на запрет супруга, племянника отца Гавриила, Аля всё-таки рассказала нам одну из сотен чудесных историй о своем святом родственнике.

– Конечно же, старец всегда рядом с нами. Я могу свидетельствовать о бесчисленных случаях его помощи. Самый важный для нас следующий. У моего сына, живущего в России, долго не было детей. И я поехала к матушке Параскеве в Самтавро. Она поговорила со мной и дала большую икону Благовещения Пресвятой Богородицы, сказав, чтобы я отвезла ее сыну. Я поехала через Верхний Ларс на автобусе. Пограничники проверяли все сумки очень дотошно. Но как-то так случилось, что именно сумку с иконой они словно не заметили. Она стояла на виду, но создалось впечатление, что они ее просто не видят. Я довезла икону, отдала в семью сына. И вскоре у нас родился внук. Сейчас ему три года. Знаете, как мы его назвали? Конечно же, Гавриил. По-грузински – Габриэл. Вот такой подарок.

Тропарь преподобноисповеднику Гавриилу

Яко Владыка Христос сокрыл Божество Свое, облекши Его в человечество, и тем невидимою от нас сотворил неизглаголанную Славу Свою, такожде, и ты юродства образом покрыл еси славу твою и знамением исповедничества душ пастырем явился, отче преподобне Гаврииле, моли Христа Бога помиловати души наша.

Лариса Хрусталева

Источник: Православие.Ру

<-- -->
Прочитано: 894 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*