Является ли долгом христианина проповедь Евангелия и в какой мере?
Конечно является. Апостол Петр, обращаясь к верующим, говорит: “Вы – царственное священие”. Это значит, что каждый человек – как бы священник по своему рождению. Царь становится царем по рождению, потому что он родился в царской семье, так же и царственное священие. Человек должен нести в мир проповедь христианства в той мере, в какой мирянину это даровано. Как он это будет делать – зависит от его подготовки, от его веры, от его горячности, от его стремления и любви.
Можно ли и как говорить с коллегой о вере?
Этот вопрос может решаться по-разному. Если человек не воспринимает, то нужно помнить Евангельские слова: “Не мечите бисер перед свиньями” – говорить не нужно. Если же человек ищет Истину, воспринимает, то, конечно, можно и должно говорить. Уже из хода общения будет понятно о чем и как нужно говорить. Самое здесь главное – постараться послужить человеку проводником к Церкви, самое главное, чтобы он в Церковь пришел.
Как объяснить человеку, что надо исполнять заповеди? Ведь многие, например, не считают нарушение заповеди “не прелюбодействуй” -грехом.
Если человек сам не хочет каяться, то это объяснить очень трудно. Мирянину это труднее, чем священнику, ведь человека что-то томит, и он приходит в храм поговорить со священником. Он все-таки приходит – это очень важный момент: человек сам ищет ответа на внутренние проблемы, которые его мучают. Тогда можно говорить о многом: можно говорить о благородстве, о чести, о том, что Господь создал людей именно так, что муж и жена – это неповторимое единство. Как человек неповторим, так и семья неповторима, каждая семья совершенно уникальна. Это можно продемонстрировать на примере: мы живем все, в основном, в стандартных двухкомнатных квартирах, но заходишь в одну квартиру – свой мир, заходишь в другую, точно такую же квартиру, там совершенно другой мир – там другая семья живет. Когда человек ищет ответа, пусть и не очень осознанно, он часто оправдывается: «Все так живут». На это можно возразить: «Оглянись: в храме стоит люди. НИКТО из них так не живет». Именно поэтому священнику в этом отношении легче: во-первых, потому что человек уже пришел, во-вторых, потому что есть большой опыт. Объяснить человеку, что нужно исполнять заповеди…. Родители это могут объяснить ребенку. А если это твой ровесник, если ваше положение примерно одинаково, то это очень сложно сделать. В первую очередь, нужно смирение, потому что смирение дает человеку особую духовную власть. Люди, которые общаются со смиренным человеком, видят, что за ним правда. Это – духовный подвиг каждого христианина. Если он его совершает, значит, он своей жизнью, своим обликом проповедует Христа. Слава Богу. Человек смиренный становится проводником к тому, чтобы люди пришли в храм, где с особой силой, с особой ясностью действует благодать Божия, которая обращена к каждому человеку и стремится каждого человека спасти, наставить на путь истинный и очистить человека от всякой греховной скверны, какие бы тяжкие грехи ни были им совершены.
Как и нужно ли объяснить человеку необходимость церковной жизни, если он считает, что можно быть хорошим человеком и без Церкви?
Это опять-таки очень трудно. Хотя многие люди приходят в Церковь, крестятся, венчаются, очень немногие укореняются. У меня любимое сравнение такое: приходят молодые венчаться, спрашиваешь: «В Бога веришь?» – «Да», конечно, раз пришли»; – «А в Церковь ходишь?» – «Нет, зачем, у меня Бог в душе». «Отлично, – говорю, – ты свою невесту любишь?» – «Да» – «Ты своего жениха любишь» – «Да» – «Вот давай тебя на Северный полюс, а тебя на Южный, и любите друг друга в душе. И по телевизору можете друг на друга смотреть и по телефону разговаривать, и в душе любите сколько хотите!». «Не нравится?! Вот и Господу угодно, чтобы люди не просто в душе верили. Для того и Церковь создана, потому что Богу так угодно». Не потому что кто-то придумал – никакое человеческое устроение две тысячи лет продержаться не может. Но когда человек приходит в храм, он не всегда видит располагающую обстановку. Создание такой обстановки зависит от священника, от прихода. Приснопамятный о. Глеб Каледа замечательно говорил, что самая надежная и постоянная антирелигиозная пропаганда – это та, которую верующие ведут своими грехами. Так что, если человек встречает хамство за свечным ящиком, внутри храма толкаются, права качают – это страшно. Вот об этом надо всегда помнить, о том, что каждый из нас, христиан, может оттолкнуть от Церкви человека.
А как переубедить человека, который разочаровался в Церкви, из-за лицемерия священнослужителей, шипящих бабушек и т.д.?
Переубеждать… У нас заложено стремление везде переубедить, проявить что-то. Нельзя человека просто так переубедить. Попробуй любого из нас переубеди. Все упрямые – ничего не получится. Но вот считают, что, мол, если Я возьмусь, то Я-то смогу переубедить. Где же смирение тогда, если все время «Я». Конечно, истинное смирение активно. Только оно мудрое. Эта активность мудрая, Богом указанная. Воспитание – это очень тонкое дело. Вот пример. Крестная моей жены – я с ней был знаком задолго до знакомства со своей женой – исключительно мудрый человек, святой жизни, исключительный педагог. Математик, она достигла крупных успехов, но когда вышла замуж и у нее родились дети, она оставила науку. У нее были удивительная ясность мышления, прекрасное образование, четкость формулировок. Когда она что-то объясняла, все было естественно, ненавязчиво, мягко, по-матерински. И вот рассказывает, а потом как бы даже и замолкает, предает инициативу тебе, а вот так уже все разложено, что тебе нужно сказать: «Вот так:..» – «Молодец, как ты вот хорошо все понял!». Это высочайшее искусство. Она умела убеждать. Это – сплав духовной жизни, веры, образования, педагогического таланта и особого такта, умения отойти в сторону. Она искренне радовалась, что вот додумался, хотя она сама просто все разжевала, а тебе дала лишь сделать вывод. Вот это от нас требуется. Тогда и можно переубедить. Но это не слова, не экспрессия, а твоя собственная жизнь, которая должна быть активной. И крестная моей жены была очень смиренным человеком и очень активным.
А если один из супругов неверующий, но не против венчания: «Ну, если хочешь, можем повенчаться».
Об этом надо было думать до брака. Если ставится такое условие, то есть возможности привести человека к Богу.
Тогда лучше не венчаться в таком случае?
Это все конкретно, индивидуально. Но если люди хотят венчаться, священник должен их повенчать. Но о вере надо, конечно, думать до вступления в брак.
Позволительно ли встречаться с неверующим или невоцерковленным молодым человеком, чтобы его впоследствии привести к вере? Или главный критерий это – вера?
Как правило, если встречаться с неверующим молодым человеком, то это приводит совсем не к вере. Это очень тонкий вопрос, особенно для современных условий, когда так мало верующих людей и так трудно встретить хорошего человека, это просто такая печальная особенность нашей современной жизни. Так трудно встретить надежного жениха. Господь так уж устроил, что женская природа более отзывчива к вере, более религиозна, чем мужская. Если человек нерелигиозный, если он не кается, то следствием этого является снижение требований к себе, к жизни, поэтому и получается такая жизнь, которую мы сейчас наблюдаем. Святитель Иоанн Златоуст говорил, обращаясь к современным ему и к современным нам людям: «Если тебе придется умереть за жену, – не отказывайся». Такое рыцарское отношение исходит из того, что муж – единственный для единственной. Никаких других возможностей быть не может. Этот союз настолько прочен, что даже смерть не может его разрушить. Митрополит Антоний (Блюм) в одной из своих проповедей, вспоминая слова Ветхого Завета «Любовь как смерть крепка», сказал, что Новый Завет внес поправку: «Любовь сильнее смерти». Так что тут нужно быть деликатным и целомудренным, действовать только по благословению, если общаться с молодым человеком, потому что очень легко ошибиться.
Батюшка, как все строго….
Жизнь такая, стоит посмотреть вокруг и столько горя, столько настоящего неизбывного, совершенно незаслуженного горя. Почему так страдают? Потому что живут не по-христиански, греховно. Грех – он как паровой каток. Он все сносит. Если хочешь, чтобы по тебе паровой каток прошелся… А если есть возможность предостеречь, конечно, Церковь должна это сделать.
Следует ли креститься перед иконами в чужом доме?
Если в доме есть иконы, значит там – люди верующие, поэтому можно. Но если люди неверующие, возникает неловкая ситуация, то лучше не креститься, чтобы не смущаться и окружающих не смущать.
У себя дома нужно ли молиться перед едой с гостями-иноверцами? Нужно ли перед трапезой молиться в гостях у людей нецерковных?
“В чужой монастырь со своим уставом не лезут”. Если люди нецерковные, то можно про себя помолиться и мысленно еду перекрестить. А если у себя гостей принимаешь, то они у тебя дома, ты – хозяин и ты молишься, просишь, чтобы Господь благословил трапезу.
Как себя вести на работе при непристойных разговорах и шутках? Можно ли и как говорить с коллегой о вере?
Здесь можно только посочувствовать. Это совершеннейшее непотребство – непристойные разговоры, особенно при девушках. Это – полная утрата представления о мужском достоинстве, о чести. Не может мужчина, который призван быть рыцарем, вести непристойные разговоры. Тем более, не взирая на то, кто рядом сидит. Способов поведения много, но, как правило, лучше всего при этом молчать и усиленно молиться. Вот о. Глеб Каледа, который прошел фронт, (а в окопах-то матерились без всяких ограничений), говорил, что если молишься, то становиться неудобно тем, кто ругается, и они потихонечку отходят. Так что молитва огромную силу имеет.
А какие молитвы читать?
Иисусову молитву можно. Любые молитвы. Главное, чтобы это было искренним обращением к Богу. Иисусова молитва хороша тем, что она простая и не требует большого напряжения памяти – не собьешься. Или просто “Господи помилуй”, главное -от души. Конечно, надо молиться и о том, кто ругается, например, “Господи, пощади создание Твое”.
Автор: Протоиерей Александр Ильяшенко
Источник: Правмир.Ру
Грузинська ікона Божої Матері | <-- | --> | Житие преподобного Исаакия Оптинского. |