В рамках совместного проекта Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал, подготовленный редакцией журнала «Фома в Украине».
Примеру набожного князя Изяслава следовали и его бояре. Был первый среди бояр некто Иоанн (Ян Вышатич, сын славного и храброго киевского воеводы Вышаты), внук новгородского посадника Остромира, чьим именем назван один из сохранившихся древнейших списков Евангелия. Иоанн и его жена Мария были, как гласит летопись, добрыми и христолюбивыми супругами. Вскоре у них родился сын Варлаам, унаследовавший нрав от родителей. Мальчик часто приходил в пещеры к Антонию и Феодосию послушать наставлений, а когда стал юношей, твердо решил подвизаться вместе с преподобными.
Оба старца были рады юноше, но Антоний не постриг его сразу, боясь, чтобы слава мира сего, в которой до сих пор жил и воспитывался Варлаам, не вернула его назад даже и против его воли. Но юноша засвидетельствовал свою твердость перед старцем и, приехав однажды в дорогих одеждах в сопровождении пышной свиты в пещеры и сложив все это к ногам преподобного в знак отречения, получил постриг.
Но опасения Антония не были напрасными. Спустя некоторое время за Варлаамом приехал отец с вооруженными слугами, силой сорвал с сына монашеские одежды и бросил их в ручей, а взамен предложил боярские. Варлаам наотрез отказывался от них, и так продолжалось несколько раз. В конце концов, отец приказал своим воинам связать сына, силой одеть его в подобающие одежды и так вести через город. Один молодой юноша не много мог против сильных воинов отца. Связанного Варлаама возвращали в родной дом, где его ждали не только разгневанные родители, но и уже обрученная невеста. Вряд ли она любила его, но размолвка знатных молодых в те времена была большим позором.
По дороге им встретилась яма, наполненная нечистотами. Сын первого боярина Изяслава, улучив момент, радостно кинулся туда, там снял одежды и безжалостно топтал их. Когда же они пришли домой, отец велел ему сесть с собой за стол. Юноша поневоле должен был повиноваться, но ни к одному из богатых кушаний не притронулся. Тогда боярин отпустил сына в его покои и приставил к покоям стражу. А обрученной со святым девушке велел одеться в лучшие наряды для прельщения жениха и ухаживать за ним. Но Варлаам ушел в одну из комнат и сел в углу на полу, не обращая внимания ни на какие нежности и уговоры, и только молясь об избавлении от соблазна Богу. Так просидел он три дня, не одеваясь, ничего не вкушая и не сходя с места, а только молясь и уповая на Бога. Тем временем за него горячо молились преподобные отцы. И Господь не оставил Своих угодников, разрешив ситуацию самым неожиданным образом.
Слуги донесли Иоанну, что вот уже четвертый день его сын ничего не ест и не одевается. Отец испугался, что сын умрет от голода и холода, и, призвав его, с миром и любовью отпустил к старцам. Когда счастливый Варлаам возвращался в пещеры, весь дом содрогался от рыданий. Мать и отец плакали по родному сыну, невеста — по завидному жениху, слуги — по доброму господину. А у Берестова радовались вновь обретенному монаху.
Когда число братии в пещере умножилось до двенадцати, преподобный Антоний, видя пламенное сердце Варлаама, поставил его им вместо себя игуменом, а сам, так как привык жить один, не вынося суеты и молвы, перешел на другой холм и, выкопав там пещеру, поселился на новом месте. Варлаам, приняв начальствование, стал трудиться еще больше. Так как братии собралось уже до двадцати, и они не могли вмещаться во время молитвы в пещере, то он построил на поверхности маленькую деревянную церковь Успения. Новая высокая должность не совратила игумена, он был доступен каждому.
Варлаам основал Корецкий девичий монастырь. Также по желанию великого князя Изяслава преподобный подвизался игуменом в только что построенной княжеской обители.
Преподобный часто паломничал. Ему удалось посетить святой город Иерусалим и поклониться местам земной жизни Спасителя. Через некоторое время игумен отправился в Константинополь. Цель поездки была двоякой — увидеть многочисленные святыни столицы и приобрести драгоценную церковную утварь для своего монастыря. Во время этой поездки, купив все необходимое для своей обители, поклонившись святым местам и уже отправившись на Родину, Варлаам сильно заболел. Он скончался во Владимирском Святогорском монастыре на Волыни и был погребен, по завещанию, в Печерской обители, в Ближних пещерах.
Источник: Официальный сайт Украинской Православной Церкви
Святой мученик Полиевкт | <-- | --> | Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского |