Наверное, каждому из нас в своей жизни приходилось слышать эту фразу в той или иной интерпретации, мол: «Бог везде, обращаться к нему можно повсюду и так, как мне угодно. Бог у меня в душе, я его чувствую!». Давайте задумаемся вместе: можно ли спастись вне Церкви, простым «богоощущением»?
Обычно, отвечая на этот вопрос, я привожу собеседнику аналогию из реального мира: «А как Вы думаете, может ли выжить небольшая часть организма, которая отделилась от целого тела? Даже если она обладает нервными окончаниями и способна ощущать «присутствие» того, что было ей утрачено?» — «Очевидно, что нет! Такая «часть» обречена на неминуемую гибель!» — «Так почему же тогда Вы обрекаете на погибель себя, отделяясь от Богочеловеческого организма Церкви Христа?»
Священномученик Иларион (Троицкий) писал:
Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком организме отдельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом. Без Церкви нет христианства; остается только христианское учение, которое само собой не может “обновити падшаго Адама”.
Отдельная личность, даже отдельная христианская община, постольку жива, поскольку она живет Христовой жизнью, поскольку она соединена со всей Вселенской Церковью. Обособиться, замкнуться в себе… это для личности или даже для поместной Церкви то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья – от источника, для ветви – от ствола. Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью; порвется эта связь – непременно иссякнет и жизнь христианская.
Как часто мы видим, что новомодные «церкви»-однодневки стремятся подменить апостольскую благодать, полученную через преемственность от Апостолов и их учеников, забивая голову людей зубрежкой собственной литературы, искажающей Святое Писание; или даже используя вырванные из контекста цитаты из Библии, с целью поставить букву закона выше Духа.
Не к ним ли обращал свои грозные слова Апостол: «Один Бог, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5), «Разве разделился Христос?» (1Кор.1:13) – разве может существовать человек без воздуха? Или подменить этот «воздухом» каким-то иным газом?
А разве можем мы жить без Истины, состоящей в Богообщении и открытии нам Источника вечной жизни, получаемой в Чаше Православной Литургии, подменив ее «истиной» иностранной, наполненной человеческой лестью и лукавством?
Смысл здесь один: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:51) и в Храм мы приходим, на самом деле, лишь для этого.
Земная Церковь – это каменные стены, построенные людьми вокруг величайшего Таинства, дающего нам возможность стать соучастниками Тайной Вечери. А православный Храм – место, где Бог становится людям наиболее близок, где сквозь царские врата является нам Чаша с величайшей Жертвой, которая когда-либо была принесена.
Стоит ли отказываться от нее по причине собственной гордыни, считая, что «Бог у нас в душе»?
Святитель Геннадій, патріарх Царгородський | <-- | --> | Духовные наставления святителя Иоанна Златоуста (продолжение) |