Великий апостол Павел о себе самом так говорит: «Я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился, не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15, 9-10).
Видите ли, как величайший апостол о себе говорит, что не он потрудился, не он сделал великие дела, просветил весь мир, а благодать Божия, которая с ним. Себе он ничего не приписывает, хотя его труды были огромны, его страдания за Христа были бесчисленны, но себе ничего не приписывает, а все только благодати Божией. Нам ли, слабым, нам ли, плохим христианам, что-либо приписывать самим себе из того доброго, что когда-нибудь совершили или совершим? Нам ли не приписывать всего доброго благодати Божией?
Слою «благодать» вы слышите часто, очень часто, на каждом богослужении. Слово «благодать» найдете чуть ни на каждой странице Нового Завета, а в Ветхом Завете это слово встречается редко, даже очень редко.
Почему это так, почему благодать осеняет весь Новый Завет? Потому что источник благодати в Господе нашем Иисусе Христе, ибо «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его» (Еф. 1,7). Вот это величайшая благодать, вот это источник и начало всякой благодати — искупление рода человеческого пречистой Кровью Христовой.
«Благодатию вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8). Даром получили вы эту благодать, даром получили искупление Кровью Христовой. И благодать Божия осенит всякого христианина, взявшего крест свой и последовавшего за Христом.
Знайте, знайте, что благодать необходима уже для начала, уже для того, чтобы стать нам на путь спасения, на путь Христов, ибо сказал Сам Господь наш: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6, 44). Надо, чтобы привлек Сам Бог Отец, без этого нет начала пути Христова.
Читаем в деяниях апостольских повествование о том, что было в македонском городе Филиппах, куда пришел апостол Павел проповедовать Евангелие. Он проповедовал за городом, на берегу реки, где стояла синагога. В числе слушавших была женщина Лидия, «торговавшая багряницей, чтущая Бога,слушала, и Господь отверз ей сердце, чтобы внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16, 14).
Видите, Сам Господь отверз ей сердце, чтобы внимать тому, что говорил Павел. Так надо, чтобы и сердца каждого из вас коснулся перст Божий и открыл его к тому, чтобы воспринять великие слова Христовы.
Нужна Божия благодать уже для начала вашего пути ко спасению. Но можно ли сказать, что только для тех, кто предуставлен к жизни вечной, предназначена Божия благодать, что только для них доступна благодать? О нет, совсем нет, благодать есть излияние безмерной Божией любви, а любовь Божия обращена на все Его создания, и прежде всего, на весь род человеческий, и благодать Божия поэтому осеняет сердца всех людей, ибо сказано в Писании: «Бог есть Отец всех людей, и иудеев, и язычников.
Он благ ко всем». «Бог хочет всем спастися и в разум истины прити». Всякого человека хочет Он спасти.
А в послании к Тимофею св. Павел пишет, что «Христос дал Себя избавление за всех. Умер за всех» (Тим. 2, б) — за весь род христианский. «Он есть очищение грехов наших, и не наших только, но грехов всего мира» (1 Ин. 2, 2).
Как же согласовать это с тем, что я только что сказал о том, что началом веры во Христа должна быть благодать Божия? Противоречия здесь нет, как нет и не может быть противоречия ни в каких словах Священного Писания. Безмерною любовью сердце Бога Отца отверсто ко всему миру, и благодать Его потоком изливается на всех.
Но разве же все хотят принять эту благодать, разве мало таких, которые издеваются над благодатью, которые ногами топчут Евангелие Христово? Им давать благодать? Но зачем давать им благодать, если они ее отвергли? Бог хотел и им дать благодать, но они отвергли ее и остались без благодати, не войдя в число людей, искупленных Кровью Христовой, в которую нисколько не верят они, идут по пути погибели.
Люди свободны, Бог никому принудительно не навязывает Своей благодати, Он всем не только предлагает, всем готов ее дать. Прольем слезы над теми несчастными, которые сами отвергли Божию благодать, прольем слезы о вечной погибели их, о вечных муках их, ибо заслужили, безусловно заслужили муки вечные эти несчастные, попирающие Кровь Христову. Оставим их, уйдем от их тьмы, подумаем о себе самих.
Достаточно ли нам получить раз только от Бога благодать, освящающую нас в великом Таинстве Крещения? О нет, недостаточно, весьма недостаточно, надо еще многое, многое. Знайте, что для добродетельной жизни, для стяжания добродетелей христианских, для следования по тернистому пути Христову надо постоянно получать благодать Божию. Только освященные этой благодатью сможем мы пройти тяжким, тернистым, полным страданий путем за Христом.
Надо чтобы мы уверовали в Бога, возлюбили Христа, запомнили навсегда Его святые слова: «Я есмъ истинная виноградная Лоза, а Отец Мой Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 1-2, 4-5).
Вот это твердо запомните: «Без Меня не можете делать ничего». Если не пребудете в любви Христовой, если не будете питаться соками от корня Божественной Лозы, не можете творить ничего доброго, пребудете одни в вашем бессилии, в вашем убожестве.
«Бог же мира… да у совершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа» (Евр. 13, 20-21). Все, что производит в вас благодать Божия, производит в вас Сам Отец через Иисуса Христа, только Он утвердит вас во всех добрых делах ваших, а без Него не можете творить ничего.
«Не знаете ли, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Не знаете ли, что только тогда, когда будете чистым храмом Божиим, вселится в вас Дух Святой? Его силой будете творить все доброе, все чистое, и будете приносить плоды праведности, плоды добра и святости.
Каждый день молитесь вы Богу: «Отче наш… не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Разве не только с помощью Отца будем избавлены от лукавого? Разве не надо просить благодатной помощи Божией, чтобы избавил Он нас от всех сетей диавольских? А сколько раз слышите вы на каждом богослужении святые слова: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию»; «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Потому так часто повторяем эти прошения, что без Бога не можем ни одного шагу доброго сделать.
А когда получаем мы Божию благодать, тогда не должны ли всем сердцем благодарить за это Бога, благодарить Отца, Пославшего Духа Святого, Искупителя нашего и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Своею Кровью открывшего неиссякаемый источник Божьей благодати? О, как нужно нам быть благодарными! О, как надо благодарить за все, за все: и за доброе, и за злое, и за радости, и за печали, и за страдания, и за испытания благодарить Бога, Который ведет нас по пути спасения не только путем радости, но и прежде всего и больше всего путем страданий.
Да даст Господь всем нам в преизбытке благодать Духа Святого Своего и да вселит в сердца ваши кроткую, детскую благодарность Ему за Кровь Спасителя нашего.
Аминь.
/Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)/
30 октября — День памяти матушки Алипии | <-- | --> | C 4-го ноября движение монастырских маршруток восстановлено |