Первый мученик революции. Священномученик Владимир (Богоявленский)

0 коментарів | Обговорити
27.06.2024 | Категорії: Без рубрики

2

27 июня Церковь празднует день обретения мощей священномученика Владимира (Богоявленского), убитого 100 лет назад.

Поздним холодным вечером 7 февраля 1918 года (по новому стилю) несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Киево-Печерской Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?

Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.

Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку — хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.

Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это — митрополит Киевский Владимир. Ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…

Владыку расстреляли в возрасте 70 лет. До этого святитель прошел трудный жизненный путь, испив и чашу славы, и чашу трудностей. Трудностей было больше.

Он родился 1 января 1848 года в семье сельского священника на Тамбовщине. В крещении его назвали Василием. Он окончил духовное училище и семинарию в Тамбове, затем поступил в Киевскую духовную академию. Кандидатом богословия он вернулся в Тамбов, где сначала стал преподавателем в родной семинарии, а потом, женившись, принял сан и ушел на приходское служение.

Однако семейное счастье отца Василия было недолгим — спустя несколько лет совместной жизни умерла матушка и единственный ребенок. Личное горе привело молодого священника на новый путь служения Церкви. 8 февраля 1886 года он принял иноческий постриг с именем Владимир, был назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года — настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом. Его активная деятельность привлекла внимание церковного руководства.

Вскоре отца Владимира возвели в святительский сан. Будучи епископом Самарским, во время масштабной эпидемии владыка организует комитет взаимопомощи, собирает пожертвования пострадавшим от холеры и голода, устраивает бесплатные столовые для голодающих. Он безбоязненно посещает и служит в холерных бараках, на холерных кладбищах и местах, охваченных эпидемией. В многочисленных печатных воззваниях и поучениях владыка Владимир призывает всех прийти на помощь голодающим. По словам современников, «голос его не умолкал до тех пор, пока не утихла буря народного бедствия».

За то время, пока отец Владимир нес служение экзарха Грузии, там было построено более ста храмов и открыто свыше трехсот церковно-приходских школ, среди учащихся которых были и мусульмане, и иудеи, и протестанты, и армяне, и старообрядцы, и дети сектантов.

После Грузии владыку назначили на Московскую митрополичью кафедру. Здесь святитель продолжил свою просветительскую деятельность. В его епархиальном доме проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом для всех желающих, также он начал борьбу с народным пьянством, лично участвуя в проповеди христианства среди рабочих. В 1912 году митрополита Владимира перевели в Петербург, но недоброжелатели добились перевода святителя в Киев.

Революция 1917 года активизировала деятельность сторонников независимости украинских епархий от Московского патриархата. Владыка повел себя как сторонник единства и неделимости Церкви. С захватом Киева большевиками начались грабежи, насилие, осквернение храмов и монастырей. Тогда же началась и клевета на святителя, который будто бы «обирает Лавру, получая огромные деньги».

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием. Гетман Скоропадский установил на месте расстрела памятник святителю, который был разрушен, когда город вновь был захвачен большевиками.

Летом 1992 года по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира честные мощи святителя были обретены и почивают ныне в Дальних пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры.

Считается, что Киевский митрополит стал первым священнослужителем-новомучеником, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…

Но смерть их не была бессмысленной. Они пополнили сонм мучеников — основания Церкви Христовой. Народ наш приобрел достойных молитвенников за себя на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда‑то гибель варягов Феодора и Иоанна.

Несмотря на все усилия безбожников, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Киево-Печерскую Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?

Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.

Источник: ФОМА

<-- -->
Прочитано: 783 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*