Христианский апологет Тертуллиан писал: «Кровь мучеников — семя христианства». Но об этом говорил еще Христос: «Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12;24).
Поэтому христианские мученики — это поистине зерно Христово, плодами которого являются души сотен и тысяч обращенных ко Христу их примером, их жизнью,а главное — их смертью.
У этих «воинов Христовых», раненных друзей Жениха, была одна особенность — они никогда не пытались избежать смерти, ведь она была для них желанна. Мученики ждали свою смерть подобно тому, как жених ждет свою невесту и не может утешиться до тех пор, пока не взглянет ей в глаза. Об этом ожидании писал ап.Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп.1;23), а св.Игнатий Богоносец говорил: «Я пшеница Божья: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым».
Необычайность, неотмирность христиан признавали все окружающие. Их именовали гражданами неба с земной пропиской: только телом они находились на земле — дух их пребывал в обителях вечных. Их единственным желанием было скорее вернуться в свое отечество, ведь жизнь на земле казалась им пребыванием на чужбине. Св.Киприан Карфагенский воздыхал: «Кто, находясь на чужой стороне, не спешил бы вернуться в свое отечество? А мы своим отечеством почитаем рай, почему же не спешим скорее придти ко Христу?» Настоящий пример готовности не смотря ни на что следовать за Христом — ап.Павел. Его слова: « Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11;1) свидетельствуют о том перевороте, который произошел в душе бывшего гонителя Христа, чья жизнь изменилась навсегда. Эта перемена вдохновила апостола делиться своей новой жизнью, делиться до конца, делиться дорогой ценой: ценой страданий, гонений и смерти. По всем естественным законам христиане должны были исчезнуть с лица земли: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»(Евр.11;38), но они вышли из-под земли, чтобы сокрушить небо и землю (Г.К.Честертон). Они победили. Победили верой, как говорит ап.Иоанн Богослов: «Победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5;4).
Святые мученики всем своим сердцем откликнулись на призыв Христа следовать за Ним, отрекаясь от себя и полагая свои жизни у ног Творца. В грядущей смерти они видели совсем не конец, а только начало своей жизни, вечной жизни с Богом, ведь, по словам ап.Павла, смерть — это не только совлечение одежд временной жизни, но и облечение в вечность (2Кор.5;2-4). Святые- это люди, которые, как говорил митр.Антоний Сурожский, ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если Кто-то умер за них, то единственный ответ благодарности за это- стать такими, чтобы Его смерть не была напрасной.
Разные дороги ведут ко Христу, но все они проходят через Голгофу. Без самопожертвования и отречения от себя служение Христу невозможно: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10;38). Христос и каждого из нас зовет следовать за Ним, оторваться от всего, что делает нас пленниками тления, пленниками того, что не дает нам быть свободными. Тертуллиан говорил, что все блага мира сего- не что иное, как только цепи, сдерживающие полет нашей надежды. Христос принес нам великий дар- дар свободы (Ин.8;32), которая должна открыться изнутри, ведь Царство Божие внутри нас (Лк.17;21). Нам же остается только дать возможность Христу родиться в наших сердцах.
По словам одного современного писателя, Господь обращается к каждому приходящему к Нему: «Если вы Мне позволите, Я сделаю вас совершенными. Однако ваша воля останется свободной. Если вы захотите, то сможете оттолкнуть Меня. Но если не оттолкнете, помните: Я доведу работу до конца. Я не успокоюсь и не оставлю вас в покое до тех пор, пока вы действительно не станете совершенными» (К.С.Льюис). И если мы осмелимся вручить себя Богу, не боясь подвергнуть свою жизнь опасностям, то услышим от Него слова, ставшие надеждой всех христианских мучеников: « Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни»(Откр.2;10).
Старец Паисий Святогорец: Эпоха многих удобств равняется эпохе множества проблем | <-- | --> | Старец Паисий Святогорец: Мирской здравый смысл искажает орган духовного чувства |