В чем специфика тюремного служения в Православии?
Почему священник должен трудиться в тюрьме на постоянной основе?
Можно ли повлиять на нравственную атмосферу в среде заключенных и для чего нужны реабилитационные православные общины для бывших «ЗК»?
Об этих и других проблемах тюремного служения Русской Православной Церкви говорит Председатель Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.
«В темнице был, и вы пришли ко Мне)
(Матф.25:36)
Поприще тюремного служения в Православии
Тюремное служение имеет в России многовековые традиции. В Православной Руси было даже такое слово для обозначения заключенных — «несчастные». Одно только это слово раскрывает всю глубину милосердия русского народа — милосердия, признанного во всем мире.
Слава Богу, традиции эти, прерванные и забытые в дeсятилетия официального атеизма, сегодня возрождаются. И это полностью отвечает принципам нашей Православной Церкви. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, «Святая Церковь учит нас ненавидеть не грешника, но грех в его душе. Христианин может и должен давать нравственную оценку преступлениям и проступкам ближнего, но он обязан протянуть руку падшему».
Да, мы можем говорить, что сейчас Федеральная служба исполнения наказаний имеет весьма благосклонное отношение к проектам Русской Православной Церкви, относясь к ним с глубоким пониманием и сочувствием. Можно даже определить наши сегодняшние взаимоотношения как близкие к идеальным.
Но это не значит, что проблем нет. Прежде всего, у самой Церкви не хватает сил: десять-пятнадцать лет свободной жизни — слишком мало для полного возрождения. Не хватает священников, не все епархии одинаково активны. И все-таки дело церковного окормления заключенных идет в поступательном направлении.
Современная тюрьма, конечно, изменилась по сравнению с советским временем. Система исправления и наказания стала гуманнее. Невозможно представить, чтобы сегодня, как пятьдесят лет назад, люди миллионами умирали за колючей проволокой. Меньше влияния имеет так называемый «блатной мир».
В то же время появились новые, невиданные ранее явления. Прежде всего — наркомания и гомосексуализм. Или бунты в тюрьме. Раньше они подавлялись жесточайшим образом: бунтовщиков просто расстреливали. Сейчас — жалеют. Гуманнее стала система исполнения наказаний. Хотя некоторые из персонала, десятилетиями работая с этим жестоким «контингентом», и сами потихоньку черствеют.
Итак, священник в тюрьме необходим — это признается всеми. Но ведь далеко не каждый батюшка в состоянии справиться с этим трудным послушанием. У тюремного служения есть своя специфика. В среде заключенных бытуют свои представления о жизни, и законы тюремного мира часто вступают в противоречие с нормальными представлениями о нашей общественной жизни. Но когда приходит опыт работы, священник начинает понимать, что любое из этих противоречий является разрешимым. И конечно, если духовенство полноценно войдет в повседневную жизнь мест заключения — жизнь эта не может не измениться в лучшую сторону.
Серьезная проблема — статус тюремного священника. Если бы батюшка трудился там на постоянной основе, можно было бы организовать куда более насыщенную и полноценную церковную жизнь. А человек в заключении, как никто и нигде, нуждается в духовной поддержке. Пока же во многие тюрьмы священник может приходить только раз в месяц.
И все-таки, за пятнадцать лет многое сделано. И хотя заключенные часто бывают озлоблены на весь мир, в чем-то это очень отзывчивые и благодарные люди. А уж настоящее покаяние здесь встречается гораздо чаще, чем в нашей обыденной жизни.
(продолжение следует)
Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава XXVI. ВОЗРОЖДЕНИЕ | <-- | --> | Как устроен православный храм? |