В послевоенные годы старец Симеон продолжал жить в своей полуподземной келье. Как вспоминает один из старейших насельников обители — архимандрит Феофан (Молявка):
«Жил он просто. Как войдешь в келью — прямо окно; по сторонам от него висели кресты; справа — койка, стол — слева, иконы — и в правом и в левом углах. У кровати было вделано железное кольцо, за которое старец, когда стал слаб, цеплялся своей клюкой, чтобы подняться самому с постели. Никого не беспокоил. Добрый и скромный был старец».
В прихожую перед кельей вел темноватый коридорчик-полутерраса, единственное украшение которого составляли несколько иконок да вставленный в рамку под стеклом лист с текстом от руки написанных поучений святителя Тихона Воронежского, Задонского чудотворца. Этот текст назидательного характера переписал содруг старца Симеона и его духовный сын — отец Серафим (Розенберг), подвизавшийся в монастыре с 1932 года. Келья его выходила в общий коридор с кельей отца Симеона. Здесь на скамейке нередко сиживали те, кто ожидал приема у старца, а после его кончины и те, кого духовно окормлял отец Серафим. Еще года три назад лист с выписками, старый и пожелтевший, все еще висел на своем привычном месте.
Вот этот текст, познакомиться с которым благочестивому читателю будет отнюдь не бесполезно.
«1. Всяк при Крещении Святом отрекся сатаны, дела которого суть дела злая и Богу весьма ненавистная, то есть: идолослужение, чародеяние, гордость, зависть, вражда, пьянство, блуд, сребролюбие, разбои, хищения, воровства, сквернословия, песни скверный — все что противится здравому разуму. Ты всех сих на крещении отрекся троекратно, и на вся сия поплевал; берегись же на сие обращаться!
2. Отрекшися сатаны, ты обещался троекратно служить Христу Сыну Божию, со Отцем и Святым Его Духом, Ты в службу Христу присягнул, как воины присягают, служить Ему верно, даже до смерти. А служить Христу как? Послушай: веру в Него иметь и с верою жизнь свою в страсе Божий благочестно провождать, и Ему по возможности сообразоваться.
3. Пользует — сия в памяти содержать:
а) везде присутствие Божие;
б) житие и вольное страдание Христово рассуждать;
в) помнить последния четыре: смерть, никому не минуемую, Суд Страшный, где за слово, дело и помышление злое ответ воздадим; третие — ад или муку вечную, конца не имущую, грешников ожидающую; четвертое — Царство Небесное, верным, свято житие провождающим, уготованное.
Увещеваю сие всякому в своей памяти всегда содержать и домашних своих почаще подкреплять, а паче внушать малым детям, чтобы они знали и помнили свое обещание и от младых лет приучались благочестию. От воспитания убо все житие зависит, а родители, в страсе Господни детей своих не воспитающии, Божия наказания не избегнут».
Вся жизнь отца Симеона заключалась теперь только в келейной молитве, посещении храма и в старческом наставничестве. По словам одного из. прежних печерских иноков, проживающего и ныне в Печорах на покое игумена Давида (Попикова): «отец Симеон имел свое постоянное место в Успенском храме, сбоку за алтарной дверью. Здесь стоял стул — в довольно темном месте: старца иногда тут даже не замечали. Кто-нибудь вдруг увидит его, шепчет батюшкам: «Отец Симеон здесь», и тут идут все приветствовать его. Умилительный был старец, достаточно мягкий».
В одном из монастырских архивных документов есть такая любопытная запись:
«Отец Симеон по принятии схимы около 30 лет служил в Успенском храме, и печеряне потому прозвали эту церковь «Симеоновой». Он всегда в алтаре у окна вынимал частицы из просфор — на проскомидии. К. Н., будучи одно время благочинным, дерзнул прогнать батюшку с этого места в другое — туда, где престол придельного храма преподобных Антония и Феодосия.
Старец перешел, но сказал ему при этом: «Ты выгнал сейчас отсюда не меня, а тысячи душ; и за это Господь тебя накажет и на земле, и на том свете — разве если только сумеешь покаяться».
Впоследствии так и получилось — К. Н. сильно разболелся: тогда ему и предложили покаяться именно в этом грехе, но он, увы, сказал, что даже не помнит его».
Служение отца Симеона у Престола Божия действительно было молитвенным предстоянием за весь мир! Глубина же внутренних воздыханий перед Господом оставалась неведомой никому. Налицо перед всеми были только результаты его сосредоточенного молитвенного подвига — всегдашнее мирное устроение духа, сострадание человеческим скорбям и учительная духовная мудрость. Многие могли после встреч и бесед со старцем сказать: «Приди к духовнику с верою — и получишь рай».
Учил отец Симеон во время своих бесед с чадами самым, казалось бы, простым и известным, но необходимейшим вещам. Но, как он этому учил, с какой силой убежденности, искренности, с какой отеческой твердостью! И подобно многим другим старцам, он четко определял круг обязанностей православного христианина для наследования Жизни Вечной. Вкратце их можно свести к следующим основным требованиям духовного устроения человека:
1) вера в Иисуса Христа, Сына Божия;
2) любовь к Богу и ближнему;
3) соблюдение всех заповедей Божиих;
4) причащение Святых Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа;
5) добрые дела;
6) пребывание в лоне Святой Православной Церкви;
7) искреннее и постоянное покаяние в своих грехах.
Сам следовавший этим законам христианской жизни, все более проникавший духом «в горняя» и все более сподоблявшийся Божественной благодати, старец восходит в эти годы «от силы в силу». Небесные дары Духа Святого все обильнее изливаются через него вовне. Порой казалось, само Небо присутствовало в его убогой келье, освящая и весь окружающий старца мир.
Свидетелями посещений отца Симеона небожителями бывали и его сотаинник и содруг — отец Серафим, и келейница матушка Александра, которая и рассказала, в частности, о таком удивительном случае:
«Однажды батюшка Симеон читал правило в келье. И вдруг отец Серафим ощутил в это время необычайно прекрасный аромат, разлившийся по всему полуподземному их жилищу. Он начал стучать в стену соседней симеоновой кельи, говоря: «Что вы там батюшка, делаете? Ко мне доносится от вас необыкновенное благоухание».
Но батюшка не отвечал. Тогда отец Серафим вошел в келью старца, наполненную чудным благовонием, с тем же вопросом. Батюшка же повернулся от аналоя, у которого стоял на молитве, и, делая вид, что ничего необычного не произошло, сказал: «Да это всего лишь дымок из печки пошел, а вам показалось — благоухание». Вот насколько батюшка по своему смирению скрывал дарованную ему благодать и свое достоинство пред Господом».
Особая сила его молитвы проявлялась не только в часы молитвенного предстояния пред Богом в келье или в храме, но и в практической, даже хозяйственной, жизни обители.
(продолжение следует)
Двоеверие | <-- | --> | Пост: не превратить христианство в религию еды |