«В то же время старец Симеон часто подчеркивал необходимость ясного осознания нами всегдашнего нашего недостоинства принятия Святых
Тела и Крови Господних. Об этом свидетельствует псковский протоиерей Олег Тэор, которому, в свою очередь, рассказала этот случай матушка Архелая, трудившаяся некогда алтарницей в Троицком кафедральном соборе Пскова.
Матушка Архелая вспоминала, что «как-то раз она приехала к старцу Симеону просто поисповедаться и только.
Батюшка исповедь принял и вдруг говорит: «Будешь завтра причащаться». Матушка отвечает: «Никак не могу, не готова, вчера ела скоромное — суп с молоком, недостойна я». А отец Симеон ей и говорит: «Ишь — недостойна. Вот и хорошо, что хоть нынче доходит, что «недостойна»; она, видите ли, всегда причащается «достойно»! Ну так вот завтра причастишься «недостойно».
Сам-то он всегда знал: кому когда можно причаститься, а кому нет; так и благословлял».
Большое значение придавал старец нравственной чистоте христианина. Он не терпел, например, лжи, и сам никогда и никому не лгал. Скорбел даже о малейшей душевной нечистоплотности и указывал на греховность такого состояния души ближнего — пусть это и было человеческим легкомыслием или недомыслием, а не проявлением злой воли.
Не слишком значительный на поверхностный взгляд случай, который произошел с келейницей старца, матушкой Александрой, стал для нее уроком на всю жизнь.
Монахиня Александра рассказывала:
«Я находилась долгие годы на послушании у батюшки — 15 лет. Однажды я торопилась домой и тут вспомнила, что дома у меня нет сахара, только что кончился. Батюшка молился в храме, просить благословения у него было нельзя, и я просто взяла из батюшкиного шкафика пачку сахара и ушла.
На следующий день я вижу, что отец Симеон чем-то расстроен и все ходит вдоль кельи, подходит к шкафику — и то откроет его, то закроет. Потом, обратясь ко мне, спрашивает: «Кто взял пачку сахара? »
В шкафу сахара было еще достаточно, и я поняла, что батюшку беспокоит не исчезновение сахара, а что он взят без благословения. И покаялась, что это сделала я. На это отец Симеон сказал: «А ты знаешь, что такой поступок называется воровством? Тебе надо было попросить благословение на вынос из кельи». И дал благословение на все будущее время».
Разумеется, то, что старец требовал от духовных чад, он прежде сего исполнял сам. Долгий иноческий путь, как в пламенном горниле, очистил его душу от страстей, наполнил ее мирным покоем и придал особую силу его «внутреннему» зрению ясно видеть духовное состояние любого человека, скорбеть с каждым или сорадоваться в благодатном молитвенном созвучии — в «радости о Бозе».
Он радовался также и всякому проявлению Божественной красоты в окружающей жизни, как бы предощущая и прозревая час будущего преображения всей твари и всеобщего воскресения в Боге. Этим он напоминал преподобного Серафима Саровского, как известно, постоянно жившего светлой пасхальной радостью. Таким же радостно-мирным духом отличался и старец Симеон»
Ковчег с личными вещами матушки Алипии | <-- | --> | Одежды священников |