Наверное, нет в нашем современном мире такого человека, который бы не слышал библейской истории о сотворении мира за семь дней.
Буквальны или символичны эти цифры? Длился ли каждый день Творения двадцать четыре часа – или же тысячелетия? Дискуссии богословов, ученых и даже философов продолжаются и по сей день. Однако, даже маститые светила научного мира с неохотой соглашаются с тем фактом, что число «семь» — лежит в основе нашей Вселенной. На семь цветов раскладывается белый луч (радуга), нотная грамота формируется из семи нот, вороны способны выполнять простые арифметические операции в пределах семи…
Что это? Совпадение или случайность? Но наука подобные вещи называет закономерностью: итак, в основании нашего мира лежит семерка, соответствующая первым главам книги Бытия из Ветхого Завета. Шесть единиц повествуют нам о творении материального и духовного миров, последняя же – указывает на наивысшее предназначение сотворенного: посвящении его Творцу и покрытием творения благодатью. В этом мы видим глубокий символизм и осмысленность религиозных догматов, к примеру, ветхозаветное празднование субботы ставило перед собой цель не просто принести человеку некий отдых, но освятить самого себя и прошедшие шесть дней, посвятив время молитве, отдыху и размышлению.
Свершившееся затем грехопадение первых людей, сознательно отделивших себя от Творца и ввергнувшихся в пучину страстей, изменила этот порядок: несчастных скитальцев, избравших для себя скорби и скитание по земле, суббота больше не спасала.
Не спасало даже ветхое откровение, описанное в виде Закона: человек требовал глобального спасения, которое должно было охватить всю Вселенную. Прообраз ветхого праведника избранного народа, попавшего под власть диавола, был образом будущих христиан, которые теперь уже через Крещение и единение с Богочеловеком, благодаря таинству Причастия, обретали надежду на спасения.
Христос исцелил нас – и свершил это в воскресенье. Поэтому Православная Церковь чтит Ветхий Завет – и почитает субботу, но выше дня отдыха и молитвы ставит воскресный день: время торжества Любви над Законом. Именно воскресенье становится чаянием и избавлением ветхозаветного человека от смерти – вечная память не просто о всемогущем Творце, создавшим Своей волей мир, но и о Возлюбившим свое творение с такой силой, что был готов пожертвовать Собой за грешных маленьких людей.
Об этом писал Иоанн Златоуст, открывая саму суть христианства и нашего торжества, нашей радости – сверхъестественной и божественной, несопоставимой ни с одной другой религией или мифом на Земле:
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, — и ты повержен.
Исаия, прозрев это, воскликнул словами: “Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней”. Горько, ибо он упразднен; горько, ибо подвергся поруганию; горько, ибо он умерщвлен; горько, ибо подвергся разрушению; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело, и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо.
Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад.
Христос своим воскресением побеждает смерть и зло, давая возможность ветхому человеку, страдавшему на протяжении тысячелетий от сотворения мира, выйти из мрака его грехопадений и приступить к Божественному Свету. А православная Литургия приобщает нас к этому Брачному пиру, описанному в Евангелии, уже прямо здесь и сейчас – готовя к блаженному Дню восьмому – будущему веку Царства, благословенной Вечности во единении с Творцом, которому не будет конца.
Так, в святой православной апостольской Церкви соединяются начало и великий конец человеческой цивилизации, и только Церковь, как Тело Христа, открывает перед нами ворота Вечности, даря победу над смертью каждому участнику православной молитвы и Таинств. И наша христианская жизнь, наши православные традиции – это постоянное радостное напоминание о том величайшем Даре нам, который Бог свершил из своей великой любви, непрерывное напоминание о бессмертии, к которому призван каждый человек.
Церковные требы | <-- | --> | «Автобиографические записи» старца Симеона |