Церковь Христова необычайно славна монашеством — особенным и благодатным образом жизни.
«Монахи, — писал свт. Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах», — суть те христиане, которые оставляют все, по возможности, земные занятия для занятия молитвой — добродетелью выше всех добродетелей, — чтобы посредством ее соединиться воедино с Богом… прилагают особенное старание к исполнению евангельских заповедей, присоединяя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются преподобными… Слова монах, монастырь, монашество произошли от греческого слова моно, один. Монах — значит живущий уединенно или в одиночестве; монастырь — уединенное, отдельное жилище; монашество — уединенное жительство…
Монах по-русски — инок <иной, другой> Слова общежитие, скит, безмолвие, отшельничество, затвор, пустынножительство означают собой разные роды иноческой жизни…»
Монашество — замечательное явление в существовании Церкви Христовой, явившее всему миру целое ожерелье духовных адамантов в лице великих подвижников этого труднейшего и высокоспасительного образа жизни. Оно — надежный, хотя и тяжкий путь стяжания благодати Божией. Где начало, где исток этого пути? В Евангелии находим свидетельство об уединенномолитвенном подвиге Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, который совершался в безмолвии и безлюдье. Юность свою св. Иоанн провел в пустыне. Одежду носил он из грубой верблюжьей шерсти, с кованым поясом на чреслах, а пищей для него служили акриды (род саранчи) и дикий мед (Лк. 1, 80. Мк. 1, 6).
Наконец, Сам Господь Иисус Христос, Спаситель наш, прежде чем выйти на проповедь, удалялся в пустыню на 40 дней, и был там искушаем сатаной (Мф. 4, 1-11).
Основателями первого большого монастыря Древней Руси были прп. Антоний и прп. Феодосии Печер-ские. Они брали за образец иноческой жизни деяния преподобных Антония и Макария Египетских, Павла Фивейского, Пимена Великого и других древних подвижников.
Постепенно Русь покрылась целой сетью монастырей, возникавших зачастую рядом с местами подвига великих отшельников-богомольцев, таких как святые Нил Столобенский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Значительная часть монастырей стала крупными культурными центрами.
Русское монашество и монастыри сочетали в себе как отвержение мира, так и служение ему — во-первых, молитвой за всех страждущих, обездоленных, заблудших, а, во-вторых, прямой благотворительностью (странноприимством, устройством больниц, помощью во время голода и т.п.), а во время нашествий врага крупные монастыри возглавляли оборону, выделяли монахов для русского войска.
Коли ми отримуємо те, про що просили у молитві, то повинні не забувати про вдячність Богові — Предстоятель (відео) | <-- | --> | «Проси у Господа драгоценного». Рассказы о помощи святых (продолжение) |