(Часть I. Жизнеописание подвижников ХХ-го века)
Духовная дочь батюшки Нина, простая душа, ветеринар, порой его и отца Бориса во сне, которые дают ей советы, как обращаться с животными, когда она особо скорбит в каком-либо недоуменном случае.
Отец Александр, послушник-повар, видел батюшку во сне: тот идет впереди — ровно и быстро, а он сзади — спотыкаясь, падая в ямы; собачки маленькие дергают за ноги — и все батюшку не догнать. А под конец какая-то женщина навстречу — тоже препятствие.
Думаю, урок: не вдаваясь в особые подвиги и не будучи беспечен, ровно иди и продвинешься быстрее к намеченной цели, к спасению.
Хромая Наташа видит часто батюшку во сне: в светлой келье. Три схимника на кровати. Он говорит: «Это мои друзья. А я — с вами, не умер».
Февраль 1963 года. Почетный эконом, отец архимандрит Сергий рассказал как-то при взаимном со мной приветствии. в алтаре Успенского собора: «Видел во сне покойного отца Симеона. Спрашивает меня: «Чего лежишь?» — «Болею»,— говорю. «Ну что ж,— отвечает,— это милость Божия. Молись Иисусовой молитвой». Я ему: «Не умею, нет сил, научите». А отец Симеон улыбнулся, поцеловал меня и исчез».
К этим воспоминаниям о блаженной кончине старца Симеона хочется присоединить еще одно замечательное в своем роде видение архимандрита Антипы (Михайлова; 1924-1989) в пересказе рабы Божией Анастасии (Сахаровой), одно время помогавшей вести хозяйство в архиерейском доме монастыря.
Как-то раз Анастасия с отцом Антипой беседовали о том, какие порой удивительные картины мира иного открываются в «сонных видениях». И тогда старец поведал ей, что видел, когда дважды пребывал духом в некоем, до сих пор необъясним и странном состоянии, именуемом в народе «обмиранием».
Отец Антипа при этом вдруг ощутил себя выходящим из собственного тела. Затем он трижды облетел, или точнее душа его облетела, вокруг своего тела и некие Небесные силы взяли его и стали поднимать куда-то вверх; и вот, чуть поднявшись, он увидел тех, кого называют «духами злобы поднебесной»: «Бесы с квадратными мордами, страшные…» Затем его подняли еще выше: «…и вот—Небо, Господь на Престоле, а перед Ним старцы печерские — Симеон и Савва. И Господь двинул к ним со властью дланью: «Кто будет читать неусыпаемую Псалтирь?»
Так отец Антипа увидел пред Господом печерских иноков — и вернулся в свое тело.
…Казалось бы, поток быстротекущего времени стремительно смывает и уносит в прошлое все земные дела и бренную человеческую славу. Но не так в жизни христианина, ибо духовно пребывая во Христе уже здесь, в мире дольнем, праведник, по сути, как бы врастает в вечность небесного Царствия Божия, и дела его идут вслед за ним (ср.: Отк. 14,13)- Праведная жизнь подвижника с годами обретает все больше и больше места в благодарной человеческой памяти.
Проходят годы, а присноблаженный угодник Божий, старец Симеон становится все ближе и дороже нам, даже тем, кто и не знал его лично. Мы с великой духовной пользой для себя узнаем все новые и новые сведения о его подвижнической жизни и верим, что имя его уже никогда не изгладится со страниц летописи псково-печерского иночества: ведь недаром в Священном Писании сказано о таких боголюбивых праведниках, как отец Симеон, что «премудрость их поведет людей, и похвалу их исповесть церковь» (Сир. 44, 14).
Завершая жизнеописание старца Симеона, приведем еше два воспоминания — несколько простых, но исполненных глубочайшего уважения к великому подвижнику XX века строк. Сначала — окончание уже частично приводившихся выше воспоминаний печерского архимандрита Иеронима, которого старец с любовью принял в монастыре в 1947 году, а.затем небольшой рассказ некой неизвестной паломницы о необычайном смирении старца, о котором она много слышала ранее от своей матери
(продолжение следует)
«У пещер Богом зданных»
«Старец перед кончиной» | <-- | --> | «Воспоминания архимандрита Иеронима» |