Ведь кому-то нужен больше пряник, а кому-то и кнут. Но, раз выбрав, нужно твердо держаться духовного отца и его наставлений — не ездить панически по монастырям, отыскивая «старцев», которые уж точно скажут, как поступать. Иначе будешь добиваться только своего, по своей воле, а не по Божией, и станешь жить припеваючи, без усилий, без подвига, потакая своей греховной душе.
Конечно, ни один духовник непогрешим — и он может ошибиться. С этой-то целью и надо внимательно и чистосердечно подходить к исповеди, стараться раскрыть перед ним точно и ясно, не обеляя себя, все стороны дела. В этом случае какова исповедь, таков и ответ.
Даже если духовник сам и не проходил опытом добродетель, то все равно спрашивай, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды. А если ты подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете и что лучше самому руководиться по книгам, то ты на опасном пути и недалек от погибели. Если нет опыт-ного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.
Не следует останавливаться вниманием на недостатках духовного отца, которые, разумеется, у всякого человека есть — а настроить себя так, как будто бы у него их и вовсе не было. Старайся не быть судьею отца твоего, но только исполнителем заповедей его. Ведь добрые дети любят своего отца безоглядно, таково уж свойство настоящей любви. Упаси Боже перед кем-нибудь злословить духовного отца!
На всякое важное предприятие необходимо брать у духовника благословения, а по пустякам его не тревожить — на бытовые мелочи нашею собственного ума вполне хватит, а также близкие наши или же добрые друзья могут посоветовать исходя из опыта. При всем том отношение к советам духовника само должно быть духовным: т.е. нужно вслушиваться и, так сказать вглядываться в полученный наказ, как же конкретно его выполнить. Ведь духовный отец дает нам общее направление, без нюансов, а его реализация уже за нами.
Со временем между духовником и нами возникает все более прочная связь, и чем больше он узнает нас и нашу жизнь, тем ему легче нас по ней вести.
Вести себя с духовником следует достойно: не ждать от него похвалы, не заискивать и не угодничать быть всегда и во всем естественным, не стараться с ним «дружить» — помните, что ваш союз прежде всего духовен. Но и не пытайтесь найти себе в духовнике няньку: духовный отец, как столб с указателем, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а сам ученик его не будет двигаться, то никогда не уйдет, а так и сгниет у этого столба.
Буде помнить, возлюбленные, что живущий в послушании у духовного отца имеет на Небесах награду большую, чем тот, кто живет в пустыне, уединившись.
Старец Паисий Святогорец. Противостояние сквернословам. | <-- | --> | «Брат», «отец», «владыка» |