Христианин должен приступать к трапезе с благоговением. То, что он нынче может быть сыт, никогда не бывает без милости и помощи Божией. Мы должны помнить, что в мире множество людей в час нашей трапезы голодает.
Например, великий русский святитель Тихон Задонский садился за стол и говорил: «Слава Богу! Вот какая хорошая у меня пища! А собратия мои, — - иной бедный в темнице сидит, иной без соли ест. Горе мне, окаянному!»
За столом все должно быть мирно, спокойно, неторопливо и чинно — не так, как у людей светского образа мысли, которые нередко приступают к еде с поспешностью, едят с жадностью, разговаривают с полным ртом.
Перед вкушением пищи нужно прочесть молитву «Отче наш» или краткую молитву: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отвергавши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».
Затем старший за столом (обычно это отец семейства или мужчина, старший других по возрасту) благословляет пищу и питие со словами: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь». И при этом крестит трапезу.
Поведение за столом будет благословенным и само по себе правильным и красивым даже без особенного знания этикета, если станешь представлять, что вкушаешь пищу в присутствии Самого Христа, что здесь Спаситель, проницательный и кроткий, могущественный и милосердный, сама безгрешность, тихость, чистота. Представь еще, что допустил он тебя с Собою на Вечерю, как тогда, когда дал апостолам в снедь Тело Свое святое и Кровь Свою, дабы всегда принимали Их в Его воспоминание. Тогда и ты притихнешь, и ты захочешь чистоты и безгреховности, и ты поймешь, что означает поистине хлеб насущный.
(продолжение следует)
Святитель Иннокентий | <-- | --> | Святитель Лука Войно-Ясенецкий: О женах-мироносицах |