Преподобный Серафим Саровский был одним из тех, кто определил духовную сущность нашего народа. Из глухого уединенного монастыря по всей святой Руси растекались слова назидания этого великого старца, подкрепленные пророчествами, исцелениями и чудотворениями. «Познать и научиться почитать Саровского старца, — писал Владимир Ильин, — значит познать и научиться почитать Православие, сосредоточившее в нем, как в фокусе, свои сильнейше лучи»
Из духовных наставлений преподобного Серафима Саровского
Укоряеми – благословляйте, гоними – терпите, хулими – утешайтесь, злословими – радуйтесь! Вот наш путь с тобою, и претерпевший до конца той спасется!
***
Держитесь тех добродетелей, которые будут поминаться на страшном суде Божием, по святому Евангелию: взалкал и даете ми ясте, возжаждал и напоите меня, наг бех и одеясте мя – вот в чем ваше спасение, и еще приложите чистоту, храните среды и пятки (соблюдайте посты в среды и пятницы), и праздничные, и воскресные дни.
За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятка супругами дети рождаются мертвыми, а за нехранение праздников и воскресных дней жены умирают родами.
***
Преподобный Серафим говорил, что очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею Милостью, но исполнит его дара разумения.
***
«Когда в сердце есть умиление, то и Бог бывает с нами», — говорил преподобный старец Серафим.
***
Преподобный Серафим сказал, что монастырь есть место для высшего духовного совершенствования, то есть для людей, которые желают исполнять заповедь: «Если хочешь быть совершенным, оставь все и следуй за Мной». Но исполнение всех остальных сказанных Господом заповедей есть, однако, обязанность для всех христиан, так что, другими словами, прохождение духовной жизни обязательно и для монаха, и для простого семейного христианина.
Разница – в степени совершенствования, которое может быть и большим и малым.
«И мы можем, — прибавляет преподобный Серафим, — проходить духовную жизнь, да сами не хотим! Духовная же жизнь есть приобретение христианином Святаго Духа Божиего, и она начинается только с того времени, когда Господь Бог Дух Святый, хотя вмале и кратко, начинает посещать человека. До этого времени христианин (будь то монах, будь мирской человек) проводит жизнь общехристианскую, но не духовную; проводящих же духовную жизнь людей мало».
Преподобный Пимен Угрешский: «обычный» святой | <-- | --> | Старец Паисий Святогорец: К чистому созданию Божию диавол не приближается |