Боголюбивая раба Божия Х.!
… Отвечу на кое-что из твоих вопросов.
«Что составляет телесное делание?»
Бдение – значит, бодрствование, неспание, трезвенное состояние с целью занятия каким-либо духовным деланием, например молитвою.
Поэтому всенощная, то есть всенощное, в продолжение всей ночи, моление под праздники, по уставу называется «всенощное бдение».
Нищета в перечислении телесных деланий разумеется в смысле скудости и бедности во всей обстановке жизни, в пище, одежде, помещении и прочее.
Молчание есть неговорение, а безмолвие – от молвы удаление, суеты, многозаботливости.
Молчащими устами может и мечтать, умом и сердцем предаваться заботам и всякой суете, а безмолвник, если и скажет слово какое нужное, не перестанет быть безмолвником, так как сердце его и жизнь его чужды суеты и многопопечительности.
«Невозможно уму безмолвствовать без безмолвия телесного». Это значит, что кто по жизни совей не удаляется от суетных занятий и забот, тот не может и ум свой заставить быть вне всяких сует. Например, человек, пришедший на базар, разве сможет удержаться, чтобы не подумать о чем-либо суетном, когда видит эту суету. Разве может купец, или учитель, или еще кто-либо из занимающихся общественным делом, тем более житейским, не заботиться, не волноваться, не разговаривать о своем деле, а все эти волнения и заботы без участия ума человека невозможны, поневоле ум оставляет безмолвие. Безмолвие – дело отрекшихся от мира.
Затем вопрос: «Всем ли можно надеяться на прощение, помилование и заступление от Господа?»
Да, всем. Кто ко Господу притекает, тот от Господа милость и получает. Кто не притекает. тот и не получает. Притча о блудном сыне ясно все доказывает.
Кто сомневается в милосердии Божием, тот даже погрешает. Другое дело – по сознанию своего недостоинства, от сознания множества грехов своих считать себя недостойным. Это хорошо. Но, считая себя недостойным, все же надо надеяться на милосердие Божие. Пред Господом все – грешники. Несть человек, иже жив будет, и не согрешит. – Не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142: 2). А Господь милостив. Надеющийся на Господа не постыдится. Просите, и дастся вам. Проси и ты милости Божией, и Господь тебя не оставит. Смиряйся, кайся во грехах и считай себя грешницей, — и Господь подаст тебе Свою милость.
28 июля 1926 г Козельск
Понедельник четвертой седмицы Великого поста | <-- | --> | Православные родители и Интернет |