Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава II ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА. Святитель Петр Могила. Часть 2

0 комментариев | Обсудить
06.04.2012 | Категории: Богородичный монастырь, Глава №2

ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА

Часть 2. Продолжение

       1631-й год, в котором архимандрит Петр основал Голосеевскую Пустынь, был в его жизни особенным, поворотным годом; по прошествии его он написал книгу «Крест Христа Спасителя и каждого человека». События именно этого года во многом определили все дальнейшее служение Киево-Печерского архимандрита. Освящение Успенской церкви во Львове; торжественный обет, данный в ней архимандритом Петром об устройстве православных школ, создание при Киево-Печерском монастыре высшего училища «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» – предшественника знаменитой Киево-Могилянской коллегии; смерть близкого по духу человека, старшего друга – митрополита Иова (Борецкого); вступление архимандрита Петра в Киевское братство, избравшее его затем старшим братчиком; благословение Патриарха Константинопольского на создание православных школ и возмущение киевлян новым училищем; наконец, избрание митрополитом Киевским епископа Исайи (Копинского), сложные отношения с которым со временем переросли в настоящую борьбу, – все это происходило в течение одного, 1631 года.
 
       В Голосеевском скиту, который был спрятан в густом лесу и в который архимандрит Петр удалялся в самые трудные моменты своей жизни, вдали от посторонних глаз он усиливал свои подвиги и возносил Богу пламенные молитвы. В скиту в то время были: деревянная церковь, деревянный дом для настоятеля, в котором останавливался Киево-Печерский архимандрит, несколько келий для братии. А еще сад и роща, в которой святой Петр рассадил деревья по плану Великой Лаврской церкви – Успенского собора. Эту традицию – строить в Голосеевской пустыни церкви и разводить сады – продолжили и его последователи.
 
       Анатолий Макаров в своих книгах «Малая энциклопедия Киевской старины» и «Киевская старина в лицах» говорит, что будущий святитель избрал Голосеево не случайно, что он был последователем афонской традиции благочестия, которую насадил в Киеве преподобный Антоний Печерский, постриженик Святой Горы Афон. Став Киево-Печерским архимандритом, он возродил в Лавре и ее пустынях молитвенную жизнь по примеру афонских обителей. Для занятий умно-сердечной созерцательной молитвой особенно способствовала обстановка Голосеевской пустыни, и именно поэтому святой Петр так полюбил Голосеево.
 
       О монашеских подвигах Киево-Печерского архимандрита известно немного. Однако люди, знавшие его близко, отмечали его строгость по отношению к себе и требовательность по отношению к вверенной ему братии. Игумен Выдубецкого монастыря Иаков, составивший в XVIII веке биографию святителя, писал: «… острою власяницею, тяжким и острым панувером и железным ланцугом стискал и умервщлял тело свое (что по смерти явилося) так, что кровавые крапли на тех побожных умервщления инструментах видеть было; посты всегдашние, целонощные пред Богом на колена упадания, на голой земле в песку ночи безсоннии отправлял; в чин святой иноческий посвятившися с великим утверждением повседневные Богу жертвы на олтаре приносил…»
 
       Постоянная ревность по Боге, высокие нравственные качества, многие труды на пользу обители, беззаветное служение Православной Церкви, борьба за ее официальное признание в Западной Руси и прекращение гонений на Православие со стороны католиков и униатов – все это снискало архимандриту Петру заслуженное уважение духовных и светских лиц. Даже враги Церкви признавали, что он жил богоугодно и свято.
 
       В 1633 году архимандрит Петр был избран Киевским митрополитом и утвержден в этом сане польским королем. И поскольку это избрание произошло при живом Киевском митрополите, хотя и не утвержденном королем, но и не ушедшем на покой, то оно послужило поводом для многолетних недоразумений между двумя святителями, а также для пересудов и ложных обвинений владыки Петра и при его жизни, и после смерти.
 
       Однако все эти скорби не воспрепятствовали плодотворному служению митрополита Петра. Став первосвятителем Западно-Русской Православной Церкви, владыка еще более усугубил свои подвиги, прилагая труды к трудам. Он добился возвращения в лоно Православной Церкви многих храмов и обителей (в частности, древнейшего храма Спаса на Берестове, знаменитой Киевской Софии, Михайловского и Выдубецкого монастырей) и восстановил разрушенные церкви. Кроме этого, святитель основал при Братском монастыре Киевскую коллегию, ставшую со временем знаменитой Киево-Могилянской академией, расширил книгоиздательскую деятельность Лавры, составил свой знаменитый Катехизис («Православное исповедание веры») и не менее знаменитый Требник, которые оказали огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения. Усердием святителя Петра первые типографии появились и на его родине – в Молдове и Валахии. Но самое главное, чего он добился: Православная Церковь Западной Руси вновь обрела свой законный статус, которого она была лишена после принятия в 1596 году Брестской унии.
 
       И разве только это! «На шпитали и монастыри жертвовал», «достатков своих на разнии общие потребы не щадил; старался о расширении хвалы Божией. Убогим милостыни, больным призрения, странным выгоды, всем требующим все по потребе каждаго с охотою чинил, здравие свое и душу свою за паству полагал».
 
       А еще он питал безграничную любовь к Преподобным Печерским и в своих записках отмечал все чудеса, происходившие у рак с мощами угодников Божиих.
 
       В конце жизни святитель Петр предпринял новый грандиозный труд – составление Житий Святых («Четьих-Миней»), в которых наряду с житиями известных святых должны были быть помещены и жизнеописания отечественных подвижников благочестия, в том числе, и Преподобных Печерских. Но осуществить задуманное святитель уже не успел: 31 декабря 1646 года (13 января 1647 года по новому стилю) мирно почил о Господе.
 
       Более двух месяцев его тело находилось в Киево-Софийском соборе и за это время не подверглось тлению. 9 (22) марта, в день памяти 40 Севастийских мучеников, Киевского митрополита Петра «собором народу христианского» похоронили в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

Предыдущая часть       Содержание       Следующая глава

Прочитано: 148 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*