Притча о блудном сыне

0 комментариев | Обсудить
01.09.2018 | Категории: Новости

Притча о блудном сыне       
       Притча о блудном сыне повествует нам об отношениях Бога и человека: о том, как мы относимся к нашему Небесному Отцу, и о том, как Сам Господь относится к нам, грешным людям.
       
       Эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чужую», где надеется найти радость и преизбыток жизни. И самое ужасное в подобном поиске то, что люди пытаются найти счастье и радость вдали от Бога.
       
       Но, кроме того, эта притча описывает также и возвращение человека обратно в отчий дом, где заждавшийся Отец встречает его с распростертыми объятиями. Бог любит каждого человека именно таким, какой он есть, и Он ждет, когда грешник покается и обратится к Нему. Бог как любящий Отец, страдает из-за нашего несовершенства, из-за наших грехов, из-за того, что человек оставляет и забывает Его, но это не мешает Богу продолжать любить человека. Преподобный Исаак Сирин учил, что любовь Бога к человеку не уменьшается даже тогда, когда не встречает взаимности. И примером этому является именно притча о блудном сыне. Несмотря на то, что сын покинул своего отца, пошел на «страну далече», отец продолжает его любить и ждать.
       
       В этой притче младший сын не просто однажды уходит от своего отца: он при этом говорит своему родителю такие слова, от которых всякое любящее отцовское сердце просто разорвалось бы от боли. Младший сын просит: «Отче, дай мне полагающуюся мне часть имения». В древности имение родителей делилось исключительно после их смерти и поэтому сказанные младшим сыном слова означают следующее: «Отче, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Сейчас ты для меня уже не существуешь. Я хочу жить своей жизнью, и не могу ждать, пока ты умрешь, ведь к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода» . Подобные слова в адрес Бога говорим и мы. Возможно, не так грубо, не так прямо, но так же жестоко. Мы принимаем от Бога Его дары, жизнь, здоровье, знания и уносим «на страну далече», чтобы использовать и растратить их так, как этого хотим мы сами. В одном из сегодняшних песнопений Церковь напоминает нам о том, что мы потеряли: «Я безyмно yдалился от Твоей Отеческой славы и с гpешниками pастpатил данное мне богатство» .

Один христианский писатель замечает: «Божья любовь к нам неизменна. Она не становится меньше из-за наших грехов или нашего безразличия и поэтому не слабеет в своей решимости излечить нас от греха» . Бог хочет дать нам Свой величайший и бесценный дар, Он хочет поделиться с нами Своею вечностью, Своим бессмертием, а мы… мы переполнены временным, мы забиты доверху своими жизненными проходящими проблемами и не хотим уделить Богу ни минуты своего времени, ни частицы своей жизни. В таком случае Господу остается сказать только одно: «Се, оставляется дом ваш пуст» — и иначе никак, ведь человек сам делает свой выбор и обрекает себя на вечную жизнь без Бога.

Однако Господь не наказывает человека в тот же миг, когда последний решается удалиться от своего Творца. Подобно тому, как в евангельской притче отец отпускает своего младшего сына, Господь дает свободу каждому человеку. Он отпускает человека от Себя в надежде на то, что человек все же вернется. Притча говорит нам не только о грехе и покаянии, но и о прощении, которое дается нам Богом. Отец не дает возвратившемуся сыну стать одним из его работников: в работники он его не может принять, он его может принять только как сына.

Когда блудный сын возвращается домой, отец приказывает своим слугам принести ему его «первую одежду», ту родную одежду, к которой он так привык и которую он всегда носил до своего ухода «на страну далече», ведь только в этой одежде он снова почувствовал бы себя сыном, родным сыном своего любящего отца. В богослужебных песнопениях сегодняшнего дня проводится параллель между этой старой одеждой блудного сына и славой Адама, которой он лишился из-за грехопадения: «Познаем, братия, таинства силу, ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, и вновь познание Своей славы дарует».

pritcha o bludnom sineДля чего Господь предлагает нам в Евангелии эту притчу? Этой притчей Господь хочет показать нам, что Он не требует от человека ничего. Ему не нужны рабы, Он хочет иметь только сыновей. Любовь Бога к человеку настолько велика, что Он не желает силой нас к чему-то принуждать, но оставляет нам возможность выбора, даже если этот выбор окажется и неправильным. По словам митрополита Антония Сурожского, Бог может сделать всё, но лишь одного Он сделать не может — Он не может заставить человека любить Себя. Богу нужно наше сердце, исполненное любовью к Нему. Святой Николай Кавасила пишет, что Господь, Сам, будучи любовью, желает равной любви и, получив её, Он прощает нам всё. Когда мы уходим от Бога, не Он наказывает нас. Когда мы говорим Ему, что сами хотим руководить своей жизнью, мы обрываем связь с Богом, и Он не может уже защищать нас от того зла, которое окружает нас. Он любит нас слишком сильно, чтобы нарушить нашу свободу. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, хочет даже больше, чем этого хотим мы сами. Но человек должен понять, что вне Бога — всё бессмысленно и пусто, и только в Боге человеческая жизнь обретает свою ценность.

И поэтому мы всегда должны помнить, что никакие наши грехи, никакие наши проступки, никогда не смогут превысить ту любовь, которою Господь любит нас. Нам нужно только одно: откликнуться на эту любовь Божью своею любовью к Нему, ведь только благодаря этому мы сможем унаследовать наше истинное отечество – Царство Небесное.

«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою» .

Прочитано: 388 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*