Мы должны очень твердо знать, что обязательно пройдем через них, и не надо волноваться и бояться этого, ибо мы знаем, что в духовной жизни мы никогда не бываем одни. С момента, когда человек решит вступить в эту духовную борьбу, Бог непременно будет всегда рядом с ним, с ним будут благодать Святого Духа, ангелы, все святые, молитвы Церкви, укрепляющие и ведущие его. По этой причине ты никогда не должен отчаиваться или бояться, но идти вперед, полностью вверяя себя Промыслу Божию. Ты не должен думать: «А если я провалюсь?» Уже сам этот помысел недобрый, потому что если мы войдем в духовную жизнь с убеждением, что Бог поставил нас в духовном пространстве Церкви и то, что мы делаем, -духовное дело, угодное Богу, тогда не существует никакой вероятности того, что мы прервем наше шествие. Потому что стоит нам только подумать, что, может быть, мы провалимся, как начинается маловерие.
Это очень тонкий момент. «Тогда, — спросит кто-нибудь, -почему же некоторые проваливаются?» Они проваливаются не потому, что Божия энергия отступила или Промысл Божий бессилен защитить их, — они проваливаются потому, что поколебались. Вы видите пример этого в Евангелии. Когда святой апостол Петр был на корабле, поднялась буря на море, и он воззвал ко Христу, увидев, как Тот ходит по воде: «Господи, позволь это сделать и мне, дай мне силу прийти к Тебе!» И Господь ответил ему: «Приди!» Он тут же в порыве веры, которую имел, выпрыгнул из корабля и стал идти по воде. Но когда исчезла вера в ее изначальном горении и пришла логика, сказавшая ему: «Что ты делаешь? Ты же стоишь на бурных волнах, ночью, в море!» — он тут же стал тонуть. И Христос схватил его и сказал ему: «Маловерный, почему ты усомнился» [2]! Итак, мы видим, что бессилие заключалось в колебании святого апостола Петра.
То же происходит и с нами. Когда мы входим в этот океан духовной борьбы, мы обязательно имеем в руках в качестве компаса Божий призыв, потому что, как Он Сам говорит, «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6: 44). Призыв Отца Небесного обращен к каждому человеку. Мы входим в Церковь со своими немощами, недостатками, болезнями, терзаниями, всеми этими состояниями, которые мы носим с собой. Церковь -это духовная лечебница. Входим больные, но все без исключения мы призваны туда Божиим гласом. Мы знаем, что Бог никогда не совершает ошибок, не делает неверных действий, и поэтому Его призыв к нам не был ошибкой. Мы знаем также, что Бог не оставляет Своих дел незавершенными. Божии дела совершенны, и Он доводит их до конца. Потому что у Него мудрость, любовь, Промысл, благодать, упраздняющая границы природы. Следовательно, Он доводит Свои дела до конца, и таким образом не существует вероятности, что Он оставит на полпути Свое духовное дело, которое уже начало совершаться в нашей душе.
Со стороны Бога всё завершено: и призыв, и путь, и конец. А теперь наш черед закончить свою часть дела, показать, останемся ли мы верными призыву Божию, продолжим ли идти ко Христу или проявим маловерие, начнем колебаться, утопать в захлестывающих волнах, которые увидим перед собой. Знаем еще, что весь этот путь обожения, всё это состояние освящения не могут и не должны происходить магическим способом, — то есть как только Бог нас призвал, мы тут же и переменились. Сегодня есть множество систем, школ, теорий, философий и много ересей, которые говорят: «Ты только поверь! И когда поверишь, что Христос тебя любит и зовет, то сразу же изменишься!» И эти люди изменяются, как тут лучше выразиться? — за час. Парадоксально, однако то, что на самом деле они не только не меняются, но и чувствуют огромный духовный обман. То есть в этих системах эгоизм и самомнение так сильно разрастаются, что уже из тщеславия и эгоизма эти люди становятся кроткими, приветливыми, воздержными, «благочестивыми» и думают, что «с того самого момента, как я уверовал, всё это тут же и произошло!» Какое-то магическое изменение. Мы видим, что на пути апостолов, пророков, святых не было таких состояний. Да, они приняли Божий призыв, последовали ему, но начали огромную духовную борьбу, опасную борьбу, которая вела их по многим и трудным тропинкам, пока они не достигли определенного духовного состояния. Но даже когда они достигли этого, они все же сознавали, что то, что произошло, — не от них самих, а от благодати Божией. Поэтому вы видите, Христос говорит нам: «Даже если сделаете всё повеленное вам, говорите, что вы непотребные рабы» [3], — мы ничего не сделали, абсолютно ничего, потому что если бы Бог не был с нами, то мы и шагу сделать не смогли бы.И знайте, что уже одно то, что мы с вами находимся здесь, что мы приходим услышать слово Божие, и стоим в храме, и чувствуем себя хорошо, и нас охватывает тревога и волнение, — это признак того, что в душе нашей имеется искра, искра слова Божия. Потому что если человек не имеет этой искры в себе, он и одной минуты не может оставаться в церкви, и полминуты не может слушать о Христе, в нем вздымается такое сопротивление, что он выходит из себя. Мы много раз видели людей, пришедших на святую литургию и выходящих на улицу, — такие они нервные, в таком внутреннем смятении, что и сами не знают, что творят. Потому что весь их внутренний мир восстает.
Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим» (продолжение) | <-- | --> | У Києво-Печерській Лаврі відбулося відкриття XVI Міжнародних Успенських читань |