Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим» (продолжение)

Мы должны очень твердо знать, что обязательно пройдем через них, и не надо волноваться и бояться этого, ибо мы знаем, что в духовной жизни мы никогда не бываем одни. С момента, когда чело­век решит вступить в эту духовную борьбу, Бог непремен­но будет всегда рядом с ним, с ним будут благодать Святого Духа, ангелы, все святые, молитвы Церкви, укрепляющие и ведущие его. По этой причине ты никогда не должен отчаи­ваться или бояться, но идти вперед, полностью вверяя себя Промыслу Божию. Ты не должен думать: «А если я прова­люсь?» Уже сам этот помысел недобрый, потому что если мы войдем в духовную жизнь с убеждением, что Бог поставил нас в духовном пространстве Церкви и то, что мы делаем, -духовное дело, угодное Богу, тогда не существует никакой вероятности того, что мы прервем наше шествие. Потому что стоит нам только подумать, что, может быть, мы прова­лимся, как начинается маловерие.

Это очень тонкий момент. «Тогда, — спросит кто-нибудь, -почему же некоторые проваливаются?» Они проваливают­ся не потому, что Божия энергия отступила или Промысл Божий бессилен защитить их, — они проваливаются потому, что поколебались. Вы видите пример этого в Евангелии. Ко­гда святой апостол Петр был на корабле, поднялась буря на море, и он воззвал ко Христу, увидев, как Тот ходит по воде: «Господи, позволь это сделать и мне, дай мне силу прийти к Тебе!» И Господь ответил ему: «Приди!» Он тут же в поры­ве веры, которую имел, выпрыгнул из корабля и стал идти по воде. Но когда исчезла вера в ее изначальном горении и пришла логика, сказавшая ему: «Что ты делаешь? Ты же стоишь на бурных волнах, ночью, в море!» — он тут же стал тонуть. И Христос схватил его и сказал ему: «Маловерный, почему ты усомнился» [2]! Итак, мы видим, что бессилие за­ключалось в колебании святого апостола Петра.

То же происходит и с нами. Когда мы входим в этот океан духовной борьбы, мы обязательно имеем в руках в качестве компаса Божий призыв, потому что, как Он Сам говорит, «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6: 44). Призыв Отца Небесного обра­щен к каждому человеку. Мы входим в Церковь со своими немощами, недостатками, болезнями, терзаниями, всеми этими состояниями, которые мы носим с собой. Церковь -это духовная лечебница. Входим больные, но все без исклю­чения мы призваны туда Божиим гласом. Мы знаем, что Бог никогда не совершает ошибок, не делает неверных действий, и поэтому Его призыв к нам не был ошибкой. Мы знаем так­же, что Бог не оставляет Своих дел незавершенными. Божии дела совершенны, и Он доводит их до конца. Потому что у Него мудрость, любовь, Промысл, благодать, упраздняющая границы природы. Следовательно, Он доводит Свои дела до конца, и таким образом не существует вероятности, что Он оставит на полпути Свое духовное дело, которое уже начало совершаться в нашей душе.

Со стороны Бога всё завершено: и призыв, и путь, и конец. А теперь наш черед закончить свою часть дела, показать, останемся ли мы верными призыву Божию, продолжим ли идти ко Христу или проявим маловерие, начнем колебать­ся, утопать в захлестывающих волнах, которые увидим пе­ред собой. Знаем еще, что весь этот путь обожения, всё это состояние освящения не могут и не должны происходить магическим способом, — то есть как только Бог нас призвал, мы тут же и переменились. Сегодня есть множество систем, школ, теорий, философий и много ересей, которые говорят: «Ты только поверь! И когда поверишь, что Христос тебя любит и зовет, то сразу же изменишься!» И эти люди изме­няются, как тут лучше выразиться? — за час. Парадоксально, однако то, что на самом деле они не только не меняются, но и чувствуют огромный духовный обман. То есть в этих системах эгоизм и самомнение так сильно разрастаются, что уже из тщеславия и эгоизма эти люди становятся крот­кими, приветливыми, воздержными, «благочестивыми» и думают, что «с того самого момента, как я уверовал, всё это тут же и произошло!» Какое-то магическое изменение. Мы видим, что на пути апостолов, пророков, святых не было таких состояний. Да, они приняли Божий призыв, последо­вали ему, но начали огромную духовную борьбу, опасную борьбу, которая вела их по многим и трудным тропинкам, пока они не достигли определенного духовного состояния. Но даже когда они достигли этого, они все же сознавали, что то, что произошло, — не от них самих, а от благодати Божией. Поэтому вы видите, Христос говорит нам: «Даже если сделаете всё повеленное вам, говорите, что вы непо­требные рабы» [3], — мы ничего не сделали, абсолютно ни­чего, потому что если бы Бог не был с нами, то мы и шагу сделать не смогли бы.И знайте, что уже одно то, что мы с вами находимся здесь, что мы приходим услышать слово Божие, и стоим в храме, и чувствуем себя хорошо, и нас охватывает тревога и вол­нение, — это признак того, что в душе нашей имеется искра, искра слова Божия. Потому что если человек не имеет этой искры в себе, он и одной минуты не может оставаться в цер­кви, и полминуты не может слушать о Христе, в нем взды­мается такое сопротивление, что он выходит из себя. Мы много раз видели людей, пришедших на святую литургию и выходящих на улицу, — такие они нервные, в таком внутрен­нем смятении, что и сами не знают, что творят. Потому что весь их внутренний мир восстает.

 

<-- -->
Прочитано: 594 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*