Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Бог хранит нас, а не мы Его» (продолжение)

9O7bdaMQjlM       
        Постоянно надо бодрствовать. Одна­жды некто сказал: «Геронда, твои слова задели меня и заста­вили заплакать! Они сокрушили меня!» — Но я для того их и сказал! Чтобы задеть тебя, я и сказал это! Чтобы сокрушить тебя! Чтобы ты заплакал, я сказал это! Для чего другого я те­бе это сказал? Чтобы ты засмеялся? Почему я оскорбил тебя перед другими? Зачем опозорил тебя? Нарочно! Я это сделал не в неведении! Нет! Нарочно я сделал это, чтобы сокрушить тебя. Чтобы пробить твой эгоизм. Чтобы ты заплакал. Ко­нечно, чтобы заплакал. Почему бы тебе не поплакать? Что, так что ли: чтобы я говорил тебе, а ты не плакал? Нам на­до трудиться в духовных подвигах: когда я пощусь, я делаю это, чтобы претерпеть лишение; когда бодрствую, я делаю это, чтобы претерпеть страдание; когда подаю милостыню, я делаю это, чтобы лишиться чего-то, я не подаю милосты­ню, не понимая, что я делаю. Когда я делаю что-то, я делаю это, чтобы изнурить себя, чтобы почувствовать это, ощу­тить. Как это характеризует нас: что мы мазохисты, что нам нравится издеваться над собой? Нет! Но грех, к сожалению, отождествляется со сластолюбием. В грехе есть наслаждение, есть приятное чувство, не только греховное наслаждение, но с любой точки зрения — и душевное, эмоциональное, и во­обще. Сердце склоняет нас к греху из-за своего сластолюбия, так как находит в нем удовольствие.
       
        Сначала в добродетели нет духовного наслаждения, есть боль, труд, злострадание, должно быть и трудолюбие. Про­тивоположным сластолюбию является трудолюбие — это значит: любить труд и совершать дела, почувствовать уста­лость. Надо изнурить себя. «Я устал!» — говоришь ты. Но устать надо. Почему бы тебе не устать? Горько, если ты со­вершал духовные подвиги и не устал. Это что означает? Что это за подвиги тогда? Какой подвиг является подвигом, если он не утомляет тебя? Это не было бы подвигом. Разумеется, в этом есть тайна — что трудолюбие ради Бога в духовной борьбе содержит много радости и настоящего духовного наслаждения, тогда как радость от греховного сластолюбия временна, а ее горечь и злые плоды постоянны.

Это факт, что вначале человек, желающий подвизаться духовно, должен предаться трудолюбию, он должен потру­диться, утомить себя, совершить и душевный, и телесный труд. Например, когда другой ругает меня, а я ему не отве­чаю, разве это не труд? Неужели я внутри себя не превраща­юсь в зверя и не хочу растерзать его? Однако я сдерживаю себя и не делаю этого. Это труд. А когда другой надоедлив и мне хочется вышвырнуть его вон, но я сдерживаюсь, что­бы не обидеть его, чтобы не обойтись с ним дурно? Кто-ни­будь приходит и хочет от меня чего-нибудь абсурдного, а я вопреки этому терплю его, слушаю — это утомляет меня, ра­зумеется, но это ценно. Говорят, что в браке, в семье устаешь! Но и она ценна — эта усталость, эта каждодневная смерть в семейном противостоянии: например, можно иметь полно­ценную семью, где и муж, и жена, и дети, — и, несмотря на это, быть одиноким, чувствовать, что тебя не понимают, не принимают. Не потому, что плохо относятся, а потому, что каждый живет в своем собственном мире. Это большой труд, великая борьба, великое злострадание.

Вы знаете, что душевный труд тяжелее телесного? Под­визаться телесно, бодрствовать, уставать, поститься и так далее — это включает в себя радость, имеет, так сказать, не­посредственный результат, а душевный труд — это нечто го­раздо более трудное. Находиться в определенном месте и каждый день испытывать горечь, разочарование, отвержен­ность, жить в одном доме с мужем, и чтобы он каждый день отвергал тебя, чтобы жена отвергала тебя, дети не прини­мали тебя, не считались с тобой, чтобы их не интересовало, есть ты или нет тебя, чтобы они не признавали ничего из того, что ты делаешь. Ну, это ли не аскеза? Это аскеза. Это намного труднее других вещей. Лучше пойти копать поле целый день, чем чтобы другой отвергал тебя и ел тебя по­едом своим языком. В тысячу раз предпочтительней разби­вать камни, чем чтобы другой разбивал тебе сердце ссорами и изматывал нервы. Следовательно, аскеза многостороння и охватывает всего человека.

<-- -->
Прочитано: 630 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*