Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Величайший опыт, который может получить человек»

02       
        Некогда у нас было принято для привлечения молодых людей в Церковь покупать шарики для пинг-понга, фут­больные мячи и разные другие подобные вещи. Конечно, это не плохо, если рядом с храмом есть пространство, где молодежь сможет играть. Все, что Церковь дает людям, что­бы им помочь, чтобы дать отдых, чтобы уберечь от чего-то, -хорошо. Все, что я назвал выше, имеет подготовительный характер и помогает привлечь молодежь. Но истинное на­значение Церкви совсем другое.
       
        Каждый должен понимать: то, чего мы ищем в Церкви и что она может нам дать, — это личные отношения с Христом. Очень важно знать, что, вхо­дя в Церковь, мы призваны устанавливать связь не с уче­нием Церкви, а с конкретной Личностью, чтобы мы имели личные отношения с Иисусом Христом, живой Личностью, Которая существует и с Которой человек может и должен иметь отношения любви. Нужно полюбить эту Личность. Это очень важно.
       
        В прошлом в нашей церковной среде были проблемы, мы прошли через несколько кризисов: богословский, духовный, пастырский, естественным следствием которых стал уход людей из Церкви. Тогда Церковь пыталась обосновать свое учение через разум, посредством рациональных аргумен­тов. Большинство из вас знают, что в учебниках по закону Божию есть доказательства существования Бога. Это пять-шесть положений, цель которых — рационально доказать, что Бог существует. В этом заключалась ошибка, потому что тезис ведет к антитезе: придет кто-нибудь другой и также рациональными аргументами будет тебе доказывать, что Бог не существует. И у него будут гораздо более здравые аргументы, чем твои, потому что ты пытаешься логически доказать, что Бог существует, а Он не существует.

Святые отцы говорят, что Бог не существует. Почему же? Преподобный Симеон Новый Богослов сказал, что Бог есть несуществующее Существо. Бог не существует, потому что Он вообще не существует так, как существуют остальные су­щества. Ты не можешь сказать, что Бог существует, как не можешь и сказать, что Его нет, потому что Он существует. Он — несуществующее Существо, потому что Его существо­вание не может быть точно осмыслено и описано. Почему отцы сказали так?

Для того, чтобы избежать той ошибки, которую сделали мы. Под влиянием Запада мы старались утвердить Церковь на неверном основании, на ложных ве­щах, будь то разум, наука, философия или общественная деятельность. С помощью рациональных аргументов мы пытались доказать, что Бог существует, что Евангелие — это наилучшее учение в мире, потому что оно говорит о любви, справедливости, равенстве и т.д.

Конечно, оно говорит обо всем этом. Но человек может спросить: «Разве Христос пришел, чтобы сказать нам, что мы должны быть справедливыми, социально активными, свободными, демократичными людьми?» — «Ну, хорошо, -скажет он, — все это есть в Евангелии. Но почему мы должны делать то, чего не можем понять? Зачем, например, молить­ся? Зачем ходить на бдения, поститься, посещать храмы? Зачем на нас кадят, зачем причащают всех одной лжицей из одной чаши?» Все это человеческий разум не может принять как само собой разумеющееся. Люди, которые задавали та­кие вопросы, были правы, потому что то, что они узнава­ли в Церкви, основывалось лишь на разуме. И сегодня мы слышим, как некоторые говорят, что Христос был учителем, демократом, революционером.  И кем еще только не был! Что человеку близко, то он приписывает и Христу, — каждый собственные предпочтения.

Конечно, всему этому они научились в Церкви, в воскрес­ных школах, пропагандировавших исключительно социаль­ные и нравственные основы жизни. Например, детей учили, что есть дела нравственные и безнравственные, что нужно делать добро и т.д., но все это и многое другое преподава­лось как идеи, не имеющие связи с личностью Христа; и вышло так (те, кто постарше, помнят это), что все дети по достижении 16 лет отдалялись от Церкви. Все дети в возра­сте до 12 лет приходили в храм, им давали иконку, какую-нибудь конфету — тогда не было бассейнов и подобного, где бы они могли провести время. Это была редкая возможность для детей заниматься чем-то вне школы. Затем дети вырос­ли, и в старших классах все отпали от веры. Почему? Пото­му что вошли в возраст полового созревания и встретились с вызовами, искушениями, иным опытом, против которого идеи, преподаваемые в воскресной школе, были бессильны. Эти идеи не могли устоять в любом случае.

Отпадение всех детей без исключения от Церкви было всеобщим явлением. Предпринимались какие-то усилия, чтобы этому противостоять, но все равно храмы были пусты.

<-- -->
Прочитано: 701 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*