Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Величайший опыт, который может получить человек» (продолжение)

111       
        В действительности это ничем не отличалось от их собра­ний. Если бы я не знал, что это вызовет скандал, я бы встал и ушел. Такой стыд ощутил! Хорошо еще, что большинство детей были на улице, ели, пили сок и не смотрели на нас. И никто из них не слышал нас: в зале были в основном их учителя. Я чувствовал себя словно на кладбище. Говорили о некоем мертвом боге. Все, что я слышал, вызывало во мне, священнослужителе, негодование. Едва сдерживался. Даже вцепился в стол, потому что нервы мои были на пределе. Как вытерпели эти люди? Я говорю это не для того, чтобы кого-то укорить, но чтобы просто описать произошедшее. Что сказать? Не знаю. Бог да сохранит нас от подобного. Го­ворили такие бессмыслицы… И для кого говорили — для мо­лодежи? И где же она? Сколько детей было в зале? Они были снаружи, ели и пили! Меньшая часть их была в зале, человек 15-20 малышей, которые боялись выйти, а все остальные были взрослые. О чем тут говорить!
       
        Действительно, как Церковь мы прошли через период духовного самоубийства, духовной подмены. К тому было много причин — исторических, богословских, пастырских. Этим я не укоряю кого-либо и не обвиняю ни конкретных лиц, ни какую-либо группу людей. Я просто пытаюсь пока­зать, что если Церковь является не в своем подлинном виде, то ценой этого будет то, что она не сможет устоять. И если Церковь совершит ошибку и попытается опираться на чу­ждые для себя основания, то это окончится крахом. Стопро­центная гарантия. Рухнет, как карточный домик. Подобные вещи не могут устоять. Устоит лишь то, что исходит от под­линной жизни Церкви, ее опыта. Только опыт может стать твердым основанием. Ничто другое. Наша эпоха доказала это. Как именно? Когда мы видим людей, которые предают­ся мирской жизни и «не понимают ни слова о Боге», а затем вдруг, соприкоснувшись с Церковью, совершенно меняются.
       
        А ведь они имели такой образ мыслей и действий, что, ка­залось, им далеко до прихода в Церковь. Я видел бесчислен­ное множество таких обращений — как на Кипре, так и на Святой Горе. И задаешься вопросом: как человек, который раньше имел такой образ мыслей и образ жизни, сумел так измениться — и теперь читает, молится, подвизается, по­стится, чувствуя себя в своей среде? Прекрасно, что Право­славная Церковь дает молодому человеку это чувство, — я го­ворю об уравновешенных людях, а не о закомплексованных, которые боятся других людей.

Вот мы празднуем перенесение мощей святого великому­ченика Георгия. Это означает, что его гроб открыли, взяли оттуда мощи и положили их в храм для поклонения и освя­щения верующих. Почему Церковь отмечает это событие? Оно очень важно, потому что только Православная Церковь говорит и учит о славе человеческого тела, о том, что чело­век спасается не только душою и что Церковь занимается не одним лишь человеческим духом, но спасает и охваты­вает всего человека. Святой апостол Павел говорит, что тело есть храм Духа Святого, — и Церковь воздает должное телам святых, их мощам, потому что и души, и тела их причастны божественной энергии Святого Духа. Так что вся человече­ская природа освящена, и даже после смерти эта благодать пребывает в их мощах и творит чудеса.

Церковь всегда исповедовала это учение. В XIV веке шли великие богословские споры, святитель Григорий Палама поддерживал это учение и утверждал, что Церковь не имеет никакой связи с философией, так как в ту эпоху началось вторжение западной теории, согласно которой человек спа­сается не по благодати Святого Духа, а через интеллектуаль­ный процесс мышления и принятия слова Божия — то, что мы нередко слышим. Ведь и сегодня среди церковных людей некоторые считают, что разговоры о чудесах — это признак нездоровой религиозности. Спрашивается: а что, Христос, Который творил чудеса, тоже был религиозно больным че­ловеком? Если мы прочтем Евангелие, то увидим, что оно полно чудес, полно действий Бога, Который изгонял бесов, исцелял слепых, воскрешал мертвых и обещал, что и Его уче­ники будут творить то же. Все это, доныне пребывая в Цер­кви, является доказательством того, что Церковь жива, хотя благодать Святого Духа действует не только через чудеса. Но чудеса — это то, что выражает живительное действие Церкви и свидетельствует, что Церковь — это не учение, пусть даже самое лучшее на свете. Христа часто воспринимают как ве­ликого учителя, мистика, как называют Его масоны. Должны ли и мы сказать, что Он был таким? Церковь так не учит.

Для нас Христос — совершенная Личность, совершенный Спаситель мира, и мы не можем принять, что возможно спастись другой личностью, идеей или учением. Самое глав­ное — понять, что в Церкви мы развиваем личные отноше­ния с Самим Христом, а когда человек осознает это, почув­ствует в своем сердце и примет, тогда он встанет на путь исцеления, который предлагает Церковь. Церковь не гово­рит вещи, которые не может доказать, — она доказывает, но не от разума, а от опыта.

Вот ты посещаешь врача, который постоянно прописывает тебе лекарства, ты принимаешь эти лекарства, но твое здоро­вье не улучшается, и в какой-то момент ты перестаешь ходить к этому врачу, еще и скажешь ему, что два года посещаешь его, пьешь лекарства, но, к сожалению, не чувствуешь себя лучше. Нужно поменять или врача, или лекарства. Никто не будет столь наивен, чтобы ходить к доктору, который скажет: «Вы действительно больны, я выпишу вам лекарства, но вы почувствуете себя лучше только когда умрете! После смерти ваше состояние улучшится!»

<-- -->
Прочитано: 720 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*