Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Вера, как опыт жизни в Боге»

01       
        О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и сви­детельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слыша­ли, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а на­ше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1: 1-4). Церковь говорит не о теории, и наши отношения с Цер­ковью — это не взаимоотношения с теорией или учением.
       
        Мы были бы очень наивными людьми, если бы подвизались в жизни во Христе по той причине, что являемся последова­телями какой-либо теории, пусть она даже и кажется самой прекрасной.
       
        Церковь зиждется на опыте, прежде всего опыте апосто­лов, и он продолжается в каждом новом поколении. Иными словами, каждый святой человек, каждый человек, имею­щий в своей жизни опыт общения с Богом, может повто­рить сказанное здесь святым апостолом Иоанном: что мы слышали, видели, осязали — то есть что мы пережили. Это не что-то такое, что пережили апостолы, а потом оно перестало существовать, и мы просто верим в опыт апостолов, — это то, что постоянно присутствует в Церкви. Если этого опыта у нас нет, тогда наша вера еще несовершенна, она абстрактна, это не вера, основанная на опыте, — от зрения, вкушения, слушания, — а вера, которая основана на принятии опреде­ленных ценностей: «Я верю, что Бог существует, что Он ска­зал вот это, сделал это, жил в такие-то годы, совершил это чудо, совершил другое чудо».
       
        Это тоже вера, но она вводная, несовершенная, и мы не можем — да это и не нужно — останавливаться на ней. Разу­меется, мы принимаем ее как ступеньку, на которую ступа­ем, чтобы подняться вверх, но нам никогда нельзя останав­ливаться на первой ступеньке, нужно всегда перешагивать на следующую. Это как ты не можешь остаться в первом классе, как бы хорошо тебе там ни казалось, а надо перехо­дить в следующий, затем и в следующий после него — так и вера должна перейти в опыт, чтобы Бог мог для тебя стать не чем-то абстрактным и неопределенным, а конкретным, реальным, тем, чем ты живешь, — как это было от начала.

Это напоминает слова, которыми святой Иоанн Богослов начинает свое Евангелие: «В начале было Слово» [1]. Тут тоже говорится: что было от начала. И само Священное Писание

начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю» [2]. Как вы знаете, слово «начало» у греков означает не просто «начало» или «власть» — у него исключительно много значе­ний. Это сильный и многозначный термин, так же как слово «логос». Что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцем и Сы­ном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

Видите, святой евангелист Иоанн сначала объясняет и свидетельствует, что то, о чем он дальше будет говорить, -это его опыт, то, что он видел, слышал и пережил. Не ду­майте, что после этого он начнет пересказывать события из жизни Христа. Апостолы не думали составлять истори­ческий рассказ о жизни Христа, они не писали некую «Ис­торию Христа», они писали о вечной жизни, которую Хри­стос дает тем, кто любит Его и имеет общение с апостолами; и это общение — с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. Апостолы пишут все это, чтобы совершенной была радость людей, то есть наша с вами радость. Этот записанный опыт имеет целью известить нас о вечной жизни.

Проповедь и слово Церкви — это слово о вечной жизни. Но, слыша слова «вечная жизнь», не думайте, что это зна­чит, будто нужно, презрев настоящую жизнь, отправиться в церковь, чтобы там слушать рассказ о вечной жизни и о том, что это такое — вечная жизнь, та жизнь, которая будет после смерти. А мы думаем подобным образом, не правда ли? Ко­гда мы слышим слова «вечная жизнь», мы говорим: «Ну, вот когда мы умрем, тогда и начнем жить вечной жизнью! А сей­час пока еще погоди, ты сначала умри, а уже когда умрешь, тогда и увидишь, что там будет и что это за вечная жизнь и прочие истории! Ну ладно, старики еще могут верить в по­добные вещи, потому что они уже у входа в вечную жизнь, но чтобы молодой человек занимался сейчас вечной жизнью?.. »

<-- -->
Прочитано: 682 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*