Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. Голод по Богу

005       
        Митрополит АФАНАСИЙ родился 8 февраля 1959 года в г. Лимасоле (Кипр).
       
        В 1976 году, после окончания школы, был рукоположен в сан диакона и поступил на богословский факультет Фессалоникийского университета. После окончания университета поселился на Афоне, где принял монашество. В 1982 году был пострижен в великую схиму и ру­коположен в сан иерея. Десять лет спустя архиепископ Кипрский Хри-зостом I призвал его вернуться на Кипр.
       
        По возвращении в 1993 году отец Афанасий был избран игуменом монастыря Махера. В 1999 году избран на Лимасольскую кафедру и хиротонисан в епископский сан. В настоящее время один из наиболее авторитетных архиереев Кипр­ской Православной Церкви.

…ибо они насытятся (Мф. 5: 6)

Человек, ищущий Бога и стремящийся иметь связь с Ним, насыщается Божиим присутствием, по словам Давида: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду на­сыщаться образом Твоим» (Пс. 16: 15). То есть он насытится, когда увидит Божие присутствие и вкусит бытие Его. И опы­том доказано, что человек, который имеет личные отноше­ния с Богом, не чувствует в себе пустоты. Благодать Божия имеет удивительное свойство: независимо от того, великий ли святой подвизается, чтобы встретить Бога, или обычный человек, каждый получает знание и опыт благодати, вкуша­ет ее, переживая Божественное присутствие. Независимо от того, много благодати в человеке или мало, у него не по­является чувства, будто в душе его вакуум. Человек, кото­рый живет с Богом, чувствует полноту, абсолютную полноту. Потому он не испытывает тяги к чему-то другому, в чем он имел потребность раньше, чтобы заполнить свою пустоту, потратить время или утолить интерес.

Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Напри­мер, грех ли курить? Грех ли пить? Грех ли ходить на ди­скотеки или куда принято сейчас ходить? Грех ли все это? Мы не можем отвечать на эти вопросы, потому что это не­правильные вопросы. Если отвечать на них прямо, то ответ будет неправильным. Но мы можем сказать, что человек, который имеет связь с Богом, не имеет потребности курить, пить или бродить по улицам, чтобы убить время. Он чув­ствует в себе полноту, уравновешенность, и это побуждает его беречь себя от всего лишнего, чтобы оставаться уравно­вешенным и счастливым.

Мы много заботимся о том, чтобы заполнить свою жизнь тысячью вещей. Например, есть люди, которые от пустоты в себе поддаются мании покупать. Это, конечно, неплохо под­держивает торговлю, но для самого человека становится ду­ховной проблемой. Церковь говорит нам о нестяжании: не стремись чем-либо обладать, чтобы ни от чего не зависеть, -довольствуйся тем, что имеешь, другие вещи тебе не нужны. Нестяжание считается главной добродетелью монашества -иноки не могут что-либо иметь. Почему? Чтобы научиться не основывать свою жизнь на подпорках, чтобы научиться стоять прямо. Чтобы не было беспокойства о том, как за­полнить пустоту какими-то низкими вещами и отбросами, или, по словам старца Паисия, не копить балласта в своем сердце, чтобы потом не пришлось искать целую бригаду для очистки от того мусора, который ты в себе собрал.

Однажды старцу Паисию принесли кофеварку. У него не было ничего подобного, так как он не занимался приготов­лением пищи. Была только банка из-под молока, которую он приспособил для кипячения воды, чтобы заваривать чай для гостей. Увидев, как он готовит чай, ему и принесли кофевар­ку. Старец Паисий сказал дарителю: «Зачем ты принес мне кофеварку, если мне даже некуда ее поставить? Значит, нуж­но, чтобы ты принес мне для нее полку, а также понадобятся и гвозди, чтобы прибить полку к стене. Затем понадобится средство для мытья этой посуды, да еще нужно будет узнать, какое… Так что оставь себе кофеварку, а я могу и дальше до­вольствоваться банкой, которая служит мне уже очень давно».

Когда я пришел к старцу Паисию, то одновременно уди­вился и ужаснулся его полному нестяжанию. У него не было ничего. Не знаю, можете ли вы представить, что человек жи­вет в доме, где нет абсолютно ничего. В его комнатке стояло несколько деревянных ящиков, на которых сверху лежали два-три старых одеяла. На стенах висели бумажные иконы. Когда он переселялся, то брал две сумки и уходил. Зимой, ко­гда было холодно, он одевался во все свои одежды и говорил в шутку, что если куда-то идет, то не имеет нужды за чем-то возвращаться, поскольку вся его одежда при нем. После его кончины искали, что бы можно забрать из его вещей, и ни­чего не нашли. Однажды к нему пришел некий человек. Ви­дя, что посетителю холодно, старец дал ему одежку, и у гостя возникла «блестящая идея» срезать пуговицы и забрать их себе как благословение. Так и унес их с собой. Старец потом увидел, что пуговиц нет, — ни одной… И что же он сделал? Нарезал веточек и приладил их вместо пуговиц.

Большая беда, когда человек имеет пустоту в себе. Она воз­никает от преизбытка вещей, тех простых вещей, которые, если их спросишь, не ответят. Это пустота в душевном ми­ре человека. Не следует оставлять чего-либо без ответа. Мы должны быть внимательны в ответах, когда нас спрашивают. Особенно необходимо отвечать, когда спрашивают дети. Не оставляйте без внимания вопросы ваших маленьких детей. Отвечайте им серьезно, а не наивно и по-детски, отговорка­ми. Серьезно — но как детям, чтобы они могли понять, что ответ будет серьезным и правильным. Когда мы не имеем ответа на все, что нас окружает, тогда в нашем душевном мире появляются пустоты. А когда человек устанавливает отношения с Богом, то прекращаются поиски, которые были у него прежде. Тогда он спрашивает себя: «И зачем прежде я занимался всем этим, мотался направо и налево, ходил раз­влекаться, чтобы скоротать время, нуждался во всех этих вещах, по часу сидел перед зеркалом, стоял столько часов тут и там?» — и не находит причин этому. Иногда эта суета выглядит немного смешной. Как-то раз я, стоя у перехода в ожидании сигнала светофора, заметил парикмахерский са­лон и увидел через окно пришедших туда бедных женщин. Можно пожалеть их, видя, что они там терпят и сколько вре­мени на это тратят. И ведь довольно часто, чаще, наверное, чем раз в год. А есть люди, которые ходят туда каждый день или через день. Смотреть на это — мука. Не говорю уж о том, что это не нужно… Главное же, что хочу сказать: человек не может насытиться искусственной пищей. Не достаточно ему и детской пищи. Даже в духовных вещах. Человек становит­ся внутренне устойчив, когда питается твердой пищей. Эта твердая пища есть Божие присутствие. Действительно, тогда человек чувствует полноту, насыщенность и счастье. Только тогда он может ощутить истинную радость, свободу и вели­чие человеческой жизни.

Не знаю, чувствовали ли вы когда-нибудь, что можно гля­деть на себя и радоваться своему существованию — не по са­молюбию, не из нарциссизма, а видя, с какой мудростью и изяществом Бог сотворил мир и человека, каждого из нас и нас самих. В таком состоянии человек идет к Богу с великой благодарностью, и когда ощущает эту полноту, тогда не ис­пытывает таких болезненных эмоций, как ревность, зависть, боязливость, подозрительность, всех этих «он мне сказал», «он мне сделал», «он у меня отнял». Объективно это все может быть действительно так: сказал, сделал, отнял — но в нашем душевном мире все это не оставляет никакого следа, потому что ничего не значит для нас. Важно то, что мы в себе име­ем полноту связи с Богом и нас наполняют слова Христовы. Человек насыщен и заполнен Божественным присутствием.

Когда мы чувствуем потребность сделать что-то, нужно спросить себя, зачем мы это делаем? Для чего, например, нам нужна эта вещь? Чтобы заполнить нашу пустоту? Что­бы придать смысл своей жизни? Чтобы подтвердить свое существование? Или потому что подчиняемся внешним по­требностям, поскольку наша связь с Богом не единственное, что должно быть? И так, если анализировать все проблемы -общественные, семейные, личные, то человек в конце кон­цов доходит до самого себя. А дойдя до себя, он продолжает дальше и находит, откуда все это проистекает — от отсут­ствия связи с Богом. От этого происходит все прочее зло, и все становится таким, каким мы это знаем.

Внешние мировые проблемы: войны, голод, нищета, пре­ступность, наркотики — плоды этого древа. Проблема чело­века, который принимает наркотики, состоит не только в употреблении наркотиков — это лишь плод. За наркотиками сокрыты тысячи других вещей, целая история. Почему этот человек принимает наркотики? Как он до этого дошел? По­чему нуждается в них? Если имеешь внутреннюю полноту, станешь ли их искать? Когда он совершает падение, то ли­шается свободы и становится рабом наркотиков. Так же и с любой страстью. Говоря о «борьбе со страстями», мы свиде­тельствуем о рабстве перед страстью, о потребности в ней, что означает: внутри нас не все устроено так, чтобы дей­ствовать совершенно. Это значит, что у тебя есть пустоты, и потому возникает нужда в заместителях, чтобы насытить твой голод. Это значит, что у тебя есть богословская пробле­ма — проблема отношений с Самим Богом.

<-- -->
Прочитано: 851 раз
Поділитися з друзями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*