Проповедь на Пятидесятницу (ФОТО)

       
        Однажды блаженный Августин, великий учитель Церкви, задался целью постигнуть тайну Святой Троицы. Озабоченный этой мыслью, гуляя ранним утром на берегу моря, он встретил мальчика, кото­рый пригоршней черпал воду из моря и носил ее в небольшую ямку, вырытую на берегу в песке. Засмотрелся блаженный Августин и затем в недоуме­нии спросил ребенка: “Что это значит?” Мальчик, улыбнувшись, ответил: “Хочу море перенести в ям­ку”. Блаженный говорит: “Мальчик, ведь это невоз­можно”. “Хорошо, — отвечает тот,—но скорее это мне удастся сделать, чем тебе постигнуть до конца тайну (‘пятой Троицы”. Как невозможно капле воды вмес­тить воду безбрежного океана, так невозможно человеческому уму вместить всю тайну Божества.
       
        Святая Троица—Бог Единый по существу и Троич­ный в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой—является ве­личайшей тайной христианской веры. Перед созна­нием ищущего спасения первой в ряду догматичес­ких истин стоит истина бытия Бога, Единого сущес­твом и Троичного в Лицах.


Бог есть Дух. Когда Господь Иисус Христос гово­рит, что “Бог есть Дух” (Ин.4,24), то этим показыва­ет, что Он бестелесен. Его Божество непостижимо. На тайнах Его бытия лежит покров, и требуется, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, ве­ликий свет Всесвятого Духа для уразумения Его сокровенных тайн. Творения свидетельствуют о бы­тии Бога Создателя.

Божество есть Единое существо в Трех Ипоста­сях—Отец, Сын и Дух Святой. Оно вместе Едино и Три. Пресущественное Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух. Отец рождает Сына и низводит Свято­го Духа. Когда Бог именуется Отцом, то разумеется с Сыном и Святым Духом. Сын именуется Богом как Сын Бога Отца; Дух Святой именуется Богом как исходящий от Отца и соприсносущный Сыну. Единение это и различение, по свидетельству Симе­она Нового Богослова, непостижимы и невырази­мы.

Образ Отца есть Сын, и образ Сына есть Дух Свя­той. Видевший Сына видел Отца (Ин. 14,9), и видев­ший Духа Святого видел Сына.

Откровение о Святой Троице, а все, что мы знаем о Боге, мы черпаем из Божественного Откровения, милостью Божией и провидением, было задержано до времен Нового Завета, до тех пор, пока не пришел в мир Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, при­несший полноту Божественного Откровения. “Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И от­ныне знаете Его, и видели Его” (Ин.14,7). “Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам” (Ин.14,11).

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, как говорит апостол Павел, по богатству благодати умно­жил в нас премудрость и разум. Тайну Божественно­го воплощения свидетельствует Ангел небесный: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк.1,35). Во время крещения Ии­суса Христа Иоанн видел отверстым небо и Духа Бо­жия как голубя, сходящего на Него. “И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мк. 1,11). На Тайной вечере Господь обещает Своим ученикам: “Утешитель же, Дух Свя­тый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин. 14,26). После Воскресения, посылая Своих уче­ников на проповедь, Христос говорит: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, нау­чите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф.28,18-19).

Живоначальная Троица—величайшая тайна, кото­рую человек обязан постигать, несмотря на то, что в ней заключается много трудностей. Святая Церковь учит, что всякая тайна, касающаяся Божества и ду­ховной жизни, познается и постигается самой жиз­нью человека через усилия и через религиозный омыт. Трудно постигнуть, что такое Бог Троичен в Лицах и Единый в существе. Как могут быть три од­ним и один—тремя? Постигнуть трудно, но потому по и тайна. Тайна окружает человека в течение всей его жизни. Все ли понятно и все ли познаваемо в ок­ружающем нас материальном мире, несмотря на ве­личайшие открытия, которыми человек располагает в настоящее время и гордится? Вероятным ли выглядит то, что одна капля воды вмещает миллионы живых существ? — А между тем, уверяет нас в этом мик­роскоп. До конца ли постижима тайна электричества, света, и многих других стихий окружающего нас ви­димого мира? Если мы говорим, что не все постижи­мо в материи, то тем более могут ли быть до конца постигнуты духовные предметы высшего порядка! “Мы едва можем постигнуть и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небе­сах—кто исследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святаго Твоего Духа?”—говорит Премудрый Соломон (Прем.9,16-17).

Человек, хотя и богоподобное существо, ограничен и вмещает лишь то, что может вместить и что благо­волит ему открыть Бог. Чтобы постигнуть Божествен­ную тайну, человек должен прежде всего войти в сферу божественной духовности, ибо только подоб­ным познается подобное.

Хранительница Божественного Откровения и веде­ния-святая Церковь Христова ведет человека по пу­ти постоянного познания. Она дает нам в помощь об­разные сравнения, символы. Бог, во Святой Троице поклоняемый, открывает Себя миру и людям, нас­колько это полезно и спасительно человеку, в исто­рии домостроительства нашего спасения, во всем ок­ружающем нас мире. Символ и присутствие Святой Троицы во всем и всюду. Мы можем нашим разумом, просвещенным верою, дойти до понимания некото­рых тайн, если сравним их с природными явлениями. Божественное Откровение, говорит, что Премудрый

Творец все так расположил в окружающем мире, что оно всегда определяется и будет определяться “ме­рой, числом и весом” (Прем. 11,21). Всякая матери­альная вещь, какого бы она ни была вида и природы, не может иметь других измерений, кроме длины, ши­рины и глубины. Независимо от изменений, останут­ся три измерения. Материя будет иметь свою меру, число и вес.

Посмотрим на воду: вода в своем существе одина­кова в источнике, в реке и в море, куда она вливает­ся. По   существу своему вода едина, хотя источник есть источник, река есть река, а море есть море.

Посмотрим на солнце: есть лишь одно громадное тело, целый свет и целое тепло. Однако свет не есть солнце или тепло, как и тепло не есть солнце или свет. Три разные вещи в одном существе; неделимы и разные в то же время.

Посмотрим на дерево: есть одна вещь, начинаю­щаяся с корня, развивающаяся в стволе и завершаю­щаяся в плодах. Три разные вещи в одной. Эти срав­нения взяты из материи, которая является последним эхом творения и дает нам образ Творца.

Семья человеческая состоит из отца, матери и де­тей.

Каждый из нас носит в себе образ Святой Троицы. Бог сказал при сотворении Адама: “Сотворим чело­века по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1,26). Адам, по учению Симеона Нового Богос­лова, благодаря единению с Богом-Светом, был по благодати тройственным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа. В нашей душе, кото­рая в сущности своей есть образ Бога единого, есть разум—образ Бога Отца; есть познание, которое про­исходит от разума, —образ Сына; есть любовь, кото­рая исходит от разума, —образ Святого Духа.

В нашей жизни, в движениях и поступках (порой мы не обращаем на это внимания) проявляется тро­ичность: обычно мы трижды стучим, трижды лобыза­емся, трижды выражаем свой восторг и трижды, в минуту горя или несчастья, выражаем свою боль и т.д.

Все это отнюдь не решает трудности познания тро- ического Единства, но помогает, по-человечески— через образы и сравнения, проникнуть в тайну.

Но, повторяем, что ничего не дадут сравнения, ес­ли человек не вникнет в сущность духовной жизни. Без этого нельзя постигнуть духовные тайны и бо­жественные истины, составляющие предмет нашей веры и спасения. Живоначальная Троица является основанием нашей христианской жизни. Тайна Свя­той Троицы учит нас познавать Бога. Познание Бо­га—это жизнь. “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин.17,3). Отец открывает Себя ми­ру как Творец, вызвавший нас из небытия. Сын Бо­жий как великий Архитектор и Художник дает всему вид и красоту. Дух Святой всему дает благодатное осенение и все животворит.

Тайна Святой Троицы являет нам святую Церковь, Невесту Христову, Дочь Предвечного Отца, носящую в себе жизнь Святого Духа.

Мы зависим от Святой Троицы, как лучи от сол­нца. Ибо От Отца происходит всякое отечество на небе и на земле; от Сына—всякое сыновство и рож­дение; от Духа Святого—всякая любовь и благо­дать.

Тайна Святой Троицы открывает нам, почему Бог, обладая силою, судит снисходительно и управляет нами с великою милостью (Прем. 12,18). Единый Царь и Господь всего не совершает над людьми на­силия, чтобы не отнять у них свободу произволения. О неразумных тварях Бог промышляет без их созна­ния, а о разумных, Ангелах и людях, —при сознании ими своего Творца и Промыслителя — Бога. В челове­ке Господь видит Свой образ.

Тайна Святой Троицы открывает нам образ, при­мер единства по образу единства Святой Троицы. Единство Святой Троицы благословляет и просвеща­ет людей единением: всякая душа “светлеется Троическим единством священнотайне”.

Отсюда происходит почитание и любовь, которую, зная закон Божий, люди должны иметь к Богу и друг к другу. Если бы мы не имели в себе образа Святой Троицы, мы были бы неопределенным предметом, творец которого—неизвестность, бледным отпечат­ком, оригинал которого утрачен.

Мы—образ Святой Троицы, наше тело—храм Бо­жий. Будем достойными носителями образа и подо­бия Божия, достойными Отца, сотворившего нас, Сына, искупившего нас, и Духа Святого, освятивше­го нас. Аминь.

<-- -->
Прочитано: 713 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*