Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава XXVII. ЦЕРКОВЩИНА

0 комментариев | Обсудить
05.10.2012 | Категории: Глава №27

       
       История Рождество-Богородичного монастыря в Церковщине начинается в глубокой древности. Здешние пещеры упоминаются уже в «Патерике Печерском» –сборнике житий подвижников Киево-Печерского монастыря. Согласно «Патерику», первый настоятель Лавры преподобный Феодосий уединялся в посту от братий в некую тайную пещеру, расположенную возле принадлежащих обители сел. В примечаниях к первому печатному изданию «Печерского Патерика» говорится, что эта пещера находилась «в Лесниках, где Гнилецкий был монастырь».
       
       По мнению Митрополита Киевского Евгения (Болховитинова, †1837), Гнилецкая обитель была основана уже после кончины преподобного Феодосия. Весной 1832 года святитель Иннокентий Херсонский, будучи в то время настоятелем Киево-Братского монастыря, обнаружил древние пещеры в урочище «Гадючий лог». Они очень напоминали лаврские, но, в отличие от тех, укрепленных и украшенных в XVII – начале XIX века, пещеры в Гадючьем логе сохранили аскетический вид. Учитывая расположение вблизи этого урочища села Лесники, местные предания о существовании там в прошлом монастыря, наличие около пещер остатков каменного строения, прослывших в народе Церковищем, святитель Иннокентий предположил, что в примечаниях к «Патерику» указан именно Гадючий лог.

Свое предположение настоятель Братского монастыря высказал своему другу Михаилу Максимовичу – замечательному историку и первому ректору Киевского университета. В 1840 году историк нашел документы, подтверждающие это предположение. Оказалось, что в прошлом урочище называлось Гнильцом или Гнилеччиной, что некогда в нем находился монастырь, прекративший свое существование к концу XVI века, и что древние пещеры в Церковщине были известны киевлянам и раньше.

Михаил Максимович предположил, что монастырь возник на рубеже XI-XII веков и вначале был пещерным, но еще до монгольского разорения Киева (1240) стал наземным. В пещерах стали затворяться только наиболее строгие подвижники, в них же хоронили и почивших отцов и братий. Запустел же монастырь в XIII-XV веках, во время монгольских нападений на Киевщину.

Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский, †1866) сделал вполне обоснованное предположение, что в Гнилецкой обители принял монашество преподобный Герасим Вологодский, который около 1147 года ушел на север Руси. В Вологде подвижник основал Свято-Троицкий Кайсаров монастырь.

В 1900 году началось возрождение Гнилецкой обители в виде скита Киево-Братского монастыря. К тому времени за урочищем Гадючий лог окончательно закрепилось название «Церковщина», а возрождаемую святыню стали называть Скитом Пречистыя. В 1902 году в Церковщине построили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и жилой корпус, в которых поселились несколько братий, а начальником назначили ученика преподобного Ионы Киевского – иеромонаха Мануила (впоследствии – схиигумен Серафим, †1920). Пережив первые тяжелые годы, отец Мануил с братией сделали обитель процветающей. Усердными молитвенниками о ней еще при жизни были святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Варнава Гефсиманский, и несомненно они остаются ее постоянными молитвенниками и по смерти. Свое особое молитвенное предстательство перед Богом о «Ските Пречистыя» засвидетельствовали в видениях преподобные Иона Киевский и Серафим Саровский.

К 1917 году скит имел около 150 насельников, два подворья: в юго-западном предместье Киева Демиевке и возле Киево-Печерской Лавры, два скита в городе Умани, опекал в центре Киева часовню во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и памятник Крещению Руси (Колонна Магдебургского права). Спустя год «Скит Пречистыя» был преобразован в самостоятельный монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Его древние пещеры были полностью расчищены и частично укреплены. Подземный храм расширили, обложили кирпичом, оштукатурили, воздвигли в нем каменный иконостас и надпрестольный киворий. В 1905 году церковь освятили в честь преподобного Феодосия Печерского. С 1907 года началось строительство надпещерного Свято-Николаевского храма с приделами преподобных Антония Печерского и Серафима Саровского, но окончить его не успели.

После октябрьской революции 1917 года Церковщина стала прибежищем для гонимых христиан. В 1919 году в монастыре укрывались князья Жеваховы: Владимир (впоследствии – священномученик Иоасаф) и Николай (обер-прокурор Святейшего Синода Русской Православной Церкви) – родственники святителя Иоасафа Белгородского.

В 1922 году в Церковщине рядом с монастырем разместилась колония малолетних преступников, которая постепенно вытеснила монахов. Во время Великой Отечественной войны богослужения в обители возобновились, но спустя несколько лет были прекращены по настоянию советских властей. Впоследствии в Церковщине располагались больница, дом отдыха, а с начала 1970-х годов – санаторий МВД Украины «Хутор Вольный».

В 1991 году сотрудники музея истории Украины стали проводить в пещерах раскопки и восстановительные работы. В них принимали участие представители Украинской Православной Церкви и санатория «Хутор Вольный». В 1999 году пещерная церковь во имя преподобного Феодосия Печерского перешла под церковную юрисдикцию Свято-Покровского Голосеевского мужского монастыря.

27 августа того же года, когда Православная Церковь празднует перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского, Архимандрит Исаакий с братией отслужили в пещерах первую Божественную Литургию. С этого дня Богослужения в пещерном храме стали совершаться регулярно. Одновременно велись переговоры с соответствующими инстанциями о создании в Церковщине скита Голосеевского мужского монастыря. Через полтора года молитвы и труды отца наместника и братии святой обители принесли свои плоды: в Церковщине был открыт Рождество-Богородичный скит Свято-Покровского Голосеевского мужского монастыря.

В этом видится особое действие Промысла Божьего. Ведь Голосеевская обитель в то время была очень бедной и сама нуждалась практически во всем. Кроме домовой церкви, в ней не было восстановлено больше ни одного храма. Но тем не менее голосеевские отцы и братия не отказались взять под свой покров еще одну разоренную обитель.

И Господь не замедлил оказать Свою всесильную помощь. МВД Украины передало скиту здание Свято-Николаевского храма, в котором в советское время находился клуб. В этом единственном наземном здании скита после восстановительных ремонтных работ расположились церковь, келлии, трапезная и библиотека. В настоящее время, благодаря молитвам и трудам насельников, небольшая обитель в Церковщине напоминает поистине райский уголок, в котором и прекрасная природа, и тишина, и явно ощущаемая намоленность вызывают в душе самый глубокий отклик и устремляют мысли и чувства к Богу.

С 2001 года Рождество-Богородичный скит Голосеевского монастыря возглавляет игумен Тихон (Софийчук).

Прочитано: 41 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*