В 2003 году, когда исполнилось 10 лет со дня возрождения Голосеевской пустыни и обретения мощей преподобного Алексия Голосеевского, а также 15 лет со дня смерти монахини Алипии (Авдеевой), была окончена кирпичная кладка стен Голосеевского храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». Церковь восстановили по проекту 1910-1912 годов, созданному епархиальным архитектором Е. Ф. Ермаковым. Архитектура дивного по красоте девятикупольного храма содержит элементы древнерусского зодчества, и не будет преувеличением сказать, что он стал украшением не только Голосеевской пустыни, но и всего Киева.
Удивительна судьба этого храма. За всю историю своего существования дважды он был разрушен и дважды восстановлен, дважды переименован. Духовные чада преподобного Парфения Киевского глубоко скорбели о том, что их старца, великого молитвенника, похоронили именно в нем, поскольку там Литургия совершалась только несколько раз в году.
Но по воле Божией именно эта, а не Покровская церковь, главная церковь Голосеевской обители, была восстановлена, хотя даже не все голосеевские насельники верили в ее восстановление. Дважды ее строительство прекращалось за неимением средств. Но Господь и Матерь Божия всегда милостиво взирали на смирение и труды голосеевских отцов и братий и посылали Свою помощь, когда истощалась человеческая. Недаром в 1999 году в келлии отца наместника замироточили две бумажных иконки Божией Матери «Призри на смирение».
Возрождение любого храма происходит с огромными трудностями: настолько ненавистны святые места врагу нашего спасения. Но неизмеримо больше искушений и скорбей обрушивается на тех, кто восстанавливает монастыри. Есть древнее предсказание о том, что мир перестанет существовать тогда, когда перестанет существовать монашество. Монахи – возлюбленные Господни дети; при всех своих немощах и несовершенствах они живут Господом и для Господа. Отказавшись от личного счастья, карьеры, семьи, они молятся о спасении всего осуетившегося, мятущегося мира. Очищая свои души от греховной скверны, они обретают истинный мир и истинное счастье и помогают найти истинные ценности и другим.
Испытав Голосеевских отцов в терпении, Господь расположил и сердца некоторых людей стать благодетелями восстанавливающейся церкви и обители. Ведь именно Господь избирает людей, достойных оказать помощь монастырю и, таким образом, способствовать спасению человеческих душ и своей собственной души.
17 июля 2004 года, в день памяти Царственных мучеников, Блаженнейший Митрополит Владимир совершил в обители торжественный молебен и освятил кресты для восстановленной церкви.
Жизнь продолжается! Восстает из руин некогда поруганная обитель: в ней строятся храмы и жилые корпуса, хозяйственные и административные помещения. В 2007 году начаты роспись храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и строительство монашеской трапезной с церковью в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 2008 году снесен обветшавший бывший митрополичий дом с церковью преподобного Иоанна Многострадального и на его месте заложен Свято-Покровский храм с приделами в честь великомученика Иоанна Сочавского и преподобного Иоанна Многострадального, Печерского. Еще одна, домовая церковь – в честь Царя-Страстотерпца Николая Второго – расположилась в доме наместника.
Но в обители растут не только корпуса. Поднимается и плодоносит молодой монастырский сад. Незримо созревают и другие, духовные, плоды, которыми так изобиловала и, надеемся, всегда будет изобиловать Голосеевская пустынь.
18 декабря 2003 года в дар Свято-Покровской Голосеевской обители была передана копия чудотворной иконы Божией Матери «Геронтисса», которая находится в монастыре «Пантократор» на Святой Горе Афон. Образ поместили в алтаре сначала домовой церкви, а затем перенесли в храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Каждую субботу (кроме Великого поста) икону выносят из алтаря и совершают перед ней молебен с акафистом. Пресвятая Богородица прославила Голосеевский образ несколькими исцелениями.
В сентябре 2004 года в монастырской ризнице замироточили две иконы: «Спорительница хлебов» и «Жизнеподательница».
И это не единственное чудо, совершившееся в Голосеевской пустыни с момента ее возрождения, и не единственное свидетельство особого благоволения к ней Пречистой Девы. 24 января 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил создание в Киеве еще одной – Свято-Николо-Тихвинской женской обители (в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца).
Строителем и духовником нового монастыря стал Архимандрит Исаакий (Андроник). Пречистая Дева засвидетельствовала Свое благоволение и к этой, совсем юной обители, в которой построен пока только небольшой временный храм для богослужений. 7 июля 2007 года, за два дня до престольного праздника, в женский монастырь прибыла икона, написанная и освященная в Тихвинском Свято-Успенском монастыре, где находится чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Под свое покровительство юную обитель взял и преподобный Серафим Саровский. 21 октября 2006 года замироточила его икона. Богослужения тогда совершались в палатке, которая не защищала ни от холода, ни от жары, ни от дождя. Первых насельниц это нередко повергало в большое уныние. Но после того, как образ преподобного Серафима замироточил, уныние отступило.
С каждым днем Голосеевский монастырь все больше и больше напоминает Сад Пресвятой Богородицы, который с Божией помощью возделывают Голосеевские отцы и братия. Здесь все тот же дух – дух Преподобных отцов наших Киево-Печерских, над которым ничто временное не властно. И в XXI веке, как и в предыдущие столетия, Голосеевская обитель остается все той же «сокровенной пустыней спасения».
Девять угодников Божиих, чья жизнь была связана с Голосеевской пустынью, прославлены в лике святых и ходатайствуют об обители перед Господом!
В 1993 году прославлены Голосеевские старцы Алексий и Парфений, а также блаженные Феофил и Паисий, несшие в Голосеево послушание. В 1996 году причислен к лику местночтимых святых Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), основатель пустыни. В 1998-2000 годах канонизованы преподобномученики Ипполит, Кассиан и Филипп, которые несколько лет трудились в обители на послушании. В 2008 году Украинская Православная Церковь причислила к лику святых Митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова), возродившего Голосеевскую пустынь в XIX веке.
Свое молитвенное заступничество об обители «засвидетельствовала» и Христа ради юродивая монахиня Алипия (Авдеева). Ее могилка на Лесном кладбище и место ее подвигов рядом с обителью пользовались в народе большим почитанием. 30 числа каждого месяца на ее могилке собирались тысячи людей: молились, просили о помощи или благодарили за помощь. Много людей приходило и на то место, где раньше стоял домик блаженной. Чтобы его отметить, духовные чада матушки вначале поставили крест, а в 2006-2007 годах на этом месте была построена часовня.
Блаженнейший Митрополит Владимир благословил перенести останки монахини Алипии (Авдеевой) в мужской монастырь «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь», около которого матушка жила, подвизалась в последние годы своей жизни.
Обретение святых мощей старицы Алипии состоялось утром 5/18 мая 2006 года. В обретении участвовали Архимандрит Исаакий, отцы, братия и прихожане монастыря «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь», духовные чада блаженной старицы и ее почитатели, представители администрации Лесного кладбища, городской милиции и санэпидстанции – более 80 человек.
Перед вскрытием могилы Архимандрит Исаакий отслужил заупокойную литию. Отцы и братия аккуратно сняли крест, выкопали цветы с могилы блаженной, и под пение Пасхальных и заупокойных песнопений начались раскопки. Они длились недолго – немногим более часа и проходили очень тихо и мирно. Не было, наверное, в этот момент человека, который не ощутил бы в сердце этот особенный внутренний покой, «мир, всяк ум превосходящий».
Когда же достигли гроба, то все присутствующие сплотились вокруг могилы. Гроб частично истлел. Святые останки монахини Алипии были обретены в частично истлевшей монашеской одежде. Хорошо сохранились деревянные иконки, положенные в гроб, и монашеские четки. Сохранилась и баночка со святой водой. Все это аккуратно переложили в новый гроб и поставили в монастырский микроавтобус. В сопровождении милиции и внушительного эскорта машин мощи Голосеевской старицы вернулись в возрожденную обитель, на руинах которой монахиня Алипия прожила последние девять лет своей жизни.
Под пение «Святый Боже…» отцы внесли их в храм в честь иконы «Живоносный Источник», Архимандрит Исаакий с амвона поздравил всех с возвращением матушки домой, после чего началась первая панихида перед обретенными мощами старицы, которую совершили соборне.
После панихиды мощи старицы были перенесены в бывший митрополичий дом, где состоялось их переоблачение. Перед вечерним богослужением новый гроб со святыми останками блаженной был торжественно перенесен священнослужителями в храм иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». Когда мощи вносили в храм, над ним появился крест. В этот же день произошло два исцеления от онкологических заболеваний, а через несколько дней при поклонении гробу блаженной от рака исцелился священник. Со времени перенесения мощей блаженной в Голосеевский монастырь зафиксировано свыше 100 исцелений от тяжелых недугов.
Честные останки матушки Алипии были похоронены в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ежедневно усыпальницу посещают несколько тысяч человек. В дни памяти блаженной число посетителей достигает 15-20 тысяч человек. Люди приезжают из разных уголков Украины, а также из ближнего и дальнего зарубежья. За помощью к блаженной обращаются не только православные, но и представители других религиозных конфессий. Чудеса и исцеления по молитвам блаженной происходят постоянно. И это – не плод болезненного воображения фанатиков или экзальтированных женщин: все исцеления подтверждены документально, справками и выписками из истории болезни, заключениями врачей, подтверждениями свидетелей. Только со времени перенесения честных останков матушки Алипии в Голосеевский монастырь произошло свыше 150 исцелений от тяжелых болезней, в том числе, и неизлечимых.
И, может быть, это даже не самое большое чудо – получить телесное исцеление. Главное то, что по молитвам матушки тысячи людей обрели веру в Бога, пришли в церковь и привели в нее своих родных и близких. Большинство из них стали прихожанами Свято-Покровской Голосеевской обители, которая всегда была и теперь остается тихой спасительной пристанью в бушующем житейском море. И нам, как и нашим великим предшественникам, тоже дано утешаться ее духовными дарами и любоваться тем, как стремительно расцветает эта дивная по красоте обитель. И точно так же, как полтора века назад, в ее безмолвии человек обретает отраду, а пустыня приближает его к Богу.
Расписание богослужений 30 октября в Свято-Покровской Голосеевской пустыни | <-- | --> | Предстоятель УПЦ очолив всенічне бдіння в Києво-Печерській Лаврі |