Еженедельно по пятницам на сайте монастыря будут публиковаться главы из книги «Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон», посвященные истории монастыря.
Глава VII
Любитель уединения и безмолвия, святитель и в Киеве стал искать возможность найти для себя уединенную обитель по сердцу своему. «Это было уже стремление не юного, хотя и благочестивого, сердца, еще не сознающего вполне ни трудности подвигов, ни слабости духовных сил своих, а сознательное стремление мужа зрелого, искушенного в горниле скорбей и бедствий, – писал племянник владыки святитель Антоний, Архиепископ Казанский. Знает сие пустынь Оптина в пастве Калужской, бывшая любимым местом его уединения, где почивший Архипастырь основал скит, предназначая его для своего покоя и иноческого подвига; ведает о сем пустыня Раифская в пастве Казанской, в которой почивший с тем же намерением устроил для себя особую келлию; не безызвестно сие было и нам, братие, по той особенной любви, какую он питал к пустыне Голосеевской…».
Удивительно, конечно, что из всех Киевских и окрестных монастырей и скитов Киевскому архипастырю пришлась по сердцу именно эта обитель.
«Голосеева пустынь, – писал архимандрит Сергий (Василевский), составивший жизнеописание святителя Филарета, – сама по себе не представляет ни местностию своею каких-либо живописных видов, ни внешним устройством своим чего-либо особенного; напротив, она – именно пустынь, устроенная на тесной поляне между двух оврагов, закрытая наглухо со всех сторон, как окружающим ее лесом, так и низменностию местоположения. С одной только северной стороны на окраине леса со значительно возвышенного пригорка открывается, действительно, прекрасный вид на город Киев и, в частности, на Лавру,… но это, очевидно, не придает живописности самой пустыне…Самая же местность, закрытая со всех сторон, и даже самое неудобство сообщения с пустынею, как нельзя более, соответствовало и благоприятствовали желанию и цели обитавших там пустыннолюбцев…»
Голосеевская пустынь с первого знакомства стала возлюбленным местом святителя, его любимой пустынью, его отрадой. «Я здесь в Голосеевой-то и есть собственно Настоятель, – говорил владыка Филарет, – а там, в св. Лавре, я – послушник, ибо Настоятельница – Игумения Лавры есть Сама Пресвятая Богородица». А в другой раз святитель подчеркнул: «Я здесь – в Голосеевой – не митрополит, а Настоятель. Ну, а если этого я не стою, то могу сказать, что я все-таки здесь как глава в родной семье, или как хозяин в среде соживущих…»
И говорить так владыка Филарет имел полное право. Он возобновил в пустыни монашеское общежитие, и все, что было построено в Голосеево во второй половине XIX века, кроме церкви во имя Живоносного Источника, было сделано святителем или начато им. Причем, что очень важно, – из его личных средств. «Все устройство Голосеевой, – отмечал в своих записках наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Иоанн (Петин, впоследствии – Архиепископ Полтавский), – состояло в том, что построен был для приезда и житья собственно Владыки дом с домовою церковью во имя Иоанна Многострадального и несколько отдельных келлий. Потом устроена каменная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с двумя приделами, и все это почти на собственный счет Владыки в воспоминание рождения его при церкви Покрова. Сам Владыка носил кирпич для кладки ея. Далее на сумму, пожертвованную графиней А. А. Орловою, построена ограда вокруг пустыни, так что вышел совершенный монастырек».
| Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава VI. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ | <-- | --> | Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава VIII. ДОМ ДЛЯ МИТРОПОЛИТА |


