Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава VI. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

0 комментариев | Обсудить
04.05.2012 | Категории: Богородичный монастырь, Глава №6

Еженедельно по пятницам на сайте монастыря будут публиковаться главы из книги «Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон», посвященные истории монастыря.

Глава VI


СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

       
       Ненадежно человеческое око: оно видит только то, что видит, и таким, каким хочет видеть. Ограничен человеческий ум: в его власти исследовать только то, что поддается исследованию. Ненадежно и человеческое сердце: оно принимает только то, что способно вместить и понять. С каждым веком, каждым годом, каждым днем и каждым часом мы все больше увлекаемся внешним: зримым и осязаемым. Материальным. Все более замыкаемся для горнего мира; и все неотвратимее к нам приближаются духовная слепота и глухота…
       
       История давно исчерпала бы себя, если бы не осталось на земле святых. Но они своей самоотверженной жизнью привлекают Божию милость к грешному миру. До скончания времен земля не оскудеет святыми, которые будут для человечества путеводной звездой, ведущей к спасению и не дающей сбиться с пути.
       
       Вот и XIX век, переживавший расцвет внешнего благополучия и угасание внутреннего и обещавший еще более небывалый расцвет и еще большее оскудение; век, полный потрясений и смут и предвещавший еще более страшные катастрофы, — и этот век не остался без утешения и помощи. На протяжении столетия, в разные периоды, на Руси ярко светили живые светильники веры: преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы и киевские подвижники благочестия.
       
       Молчаливой свидетельницей высокого подвига киевских святых стала и Голосеевская пустынь. И самой ярким светилом миру среди них был святитель Филарет (Амфитеатров).
       

       
       Святитель Филарет (в миру – Феодор Григорьевич Амфитеатров, †1857) родился в семье бедного сельского священника в селе Высокое Орловской губернии в 1779 году. Он с детства отличался глубоким послушанием родителям, благочестием и любовью к духовному чтению. Рано познал сладость и утешение молитвы и стремление к уединению. Любил подолгу молиться в одиночестве и читать Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского. Особенно мальчика умиляло житие праведного Филарета Милостивого.
       
       Федор был очень способным учеником, домашнее образование он продолжил в Севской семинарии. После ее окончания остался в ней сначала преподавателем, а затем – инспектором и ректором. Монашество благочестивый юноша принял в 19 лет. Отец вначале хотел его женить, но после несколько неудачных попыток сватовства и слезной просьбы Феодора благословил его на монашество. В 1798 году Феодор Амфитеатров был пострижен в мантию с именем Филарет и рукоположен в сан иеродиакона. Спустя год он стал иеромонахом, а в 1802 году его возвели в сан игумена, а затем и архимандрита.
       
       С 1804 по 1813 годы архимандрит Филарет нес послушание ректора в Севской, Уфимской и Тобольской семинариях. Это было самым тяжелым временем в его жизни, потому что в эти годы он испытывал огромные гонения и притеснения со стороны начальства. Суровые испытания и несправедливости, которым он постоянно подвергался, закалили его, как злато в горниле. Однажды, когда его положение стало практически безнадежным, будущему архипастырю была зримо явлена Божия милость: он увидел на стене слова, начертанные невидимой рукой: «Не бойся, судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих». И после этого с Божией помощью и по ходатайству друзей, в частности, протоиерея Петра Турчанинова, положение его стало изменяться в лучшую сторону.
       
       В 1813 году архимандрита Филарета назначили настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря. По ходатайству святителя Филарета Московского он стал сначала инспектором Санкт-Петербургской, а затем и Московской Духовной академий, в которой в 1816 году стал ректором. Все годы педагогической деятельности архимандрита Филарета были отмечены не только его усердием и преподавательским талантом, но и его особым милостивым, отеческим отношением к студентам. Он был более милостив, чем справедлив, более кроток, чем строг, за что и был беззаветно любим как студентами, так и академистами.
       
       В 1819 году состоялась его хиротония в сан епископа Калужского и Боровского. Став Калужским архиереем, святитель осуществил свое заветное желание – основал скит во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Скит был построен в уединенном месте, среди леса, при Оптиной пустыни. При помощи владыки Филарета в нем укрепилось и расцвело старчество, сделавшее Оптину самым знаменитым монастырем России, в котором продолжались и развивались традиции древнего подвижничества. Преосвященный Филарет поддерживал связь с Оптиной пустынью в течение всей своей жизни, состоял в личной переписке с преподобным Моисеем Оптинским и другими оптинскими подвижниками. Кроме этого, он состоял в близкой духовной дружбе со святителем Филаретом (Дроздовым, память 19 ноября), митрополитом Московским, который глубоко уважал и почитал благочестивого архипастыря.
       
       Впоследствии Калужский владыка занимал и другие кафедры – Рязанскую, Казанскую, Ярославскую и Киевскую (последнюю – в сане митрополита). В каждой епархии неизменно покровительствовал бедным и обездоленным, поддерживал подвижничество и студенчество, особенно усердно заботился о пастырях и семьях духовного звания. Кроме этого, в Казани ярко раскрылся еще один талант многодаровитого владыки Филарета – миссионерство. Благодаря ему в Православие были обращены тысячи иноверцев, а новообращенные – утверждены в вере. И православные, и иноверцы особенно смогли оценить архипастыря во время голода. Благодаря милостыни и помощи святителя от голода и неминуемой смерти были спасены тысячи православных и инославных людей.
       
       Киевскую кафедру владыка занимал последние 20 лет своей жизни – с 1837 по 1857 годы. В митрополита Киевского и Галицкого святителя Филарета возвели 18 апреля 1837 года, в Светлое Христово Воскресение, на второй день после его дня рождения.
       
       Это было последнее назначение архипастыря, его последнее призвание, его последний подвиг. К этому времени владыка был уже духовно зрелой личностью, мудрым архипастырем, известным богословом и миссионером. Все эти многочисленные дарования сочетались в нем с глубоким аскетизмом. Имея такой высокий сан, святитель Филарет был сокровенным подвижником, истинным аввой, подобным древним отцам-подвижникам, и милосерднейшим пастырем, оправдавшим святое имя Филарета Милостивого, данное ему при постриге.
       
       Назначение на служение в Киев стало для 58-летнего владыки Филарета естественным итогом его подвижнической жизни, приближающейся к закату. И дело не только в том, что сан митрополита он заслужил плодотворным трудом на благо Церкви. Закономерно было его назначение именно в Киев, «матерь городов русских», откуда воссиял всей Руси свет православной веры, о поддержании которого архипастырь заботился всю свою жизнь. Как настоятель Лавры он более всего заботился о спасении душ братии и благоустроении знаменитой обители. С отеческой любовью заботился о духовных учебных заведениях, в частности, о Киевской духовной академии. От науки Высокопреосвященнейший требовал, прежде всего, плодов благочестия. Будучи глубоким аскетом, он ставил аскетизм выше учености. Под его влиянием и в Киевской духовной академии сильно развился дух аскетизма: в монашество стали поступать и преподаватели, и лучшие студенты.
       
       Духовным отцом святителя Филарета стал известный киевский подвижник – преподобный Парфений (Краснопевцев, память 17 марта), иеросхимонах Киево-Печерской Лавры. В 1840 году старец тайно постриг владыку в высший монашеский образ (схиму) с именем Феодосий – в честь преподобного Феодосия Печерского.
       
       Российский император Николай Первый говорил, что он спокоен за Русскую Православную Церковь, пока в ней святительствуют Филарет Мудрый (Московский) и Филарет Благочестивый (Киевский).

 

Предыдущая глава       Содержание       Следующая глава

       

Прочитано: 9 235 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*